Skywalk Arriba 3: невыносимая лёгкость бытия

Чрезвычайно удачный «интермедиат» фирмы Skywalk, Tequila4, в лёгкой версии. Это на первый взгляд. Как оно на второй — читайте ниже.

Конструкция

Главная особенность Аррибы, определяющая всю её философию — лёгкая ткань с непривычно крупными клетками рипстопа. Под стать ткани и всё остальное: непривычно лёгкие свободные концы, тонкое стропление... Определённо, в конструкции присутствует спортивная амбиция, большая, чем в полновесном «родственнике» Аррибы — Skywalk Tequila4 — но не спортивность была основной целью конструктора, а всё-таки лёгкость. В остальном Арриба мало отличается от Текилы Четвёртой: почти такая же геометрия крыла, почти такое же стропление.

Работа с крылом на земле

От лёгкого крыла всегда ожидаешь лёгкого старта. Арриба не обманывает такие ожидания, но вносит в «граунд-хендлинг» свою специфику. Лёгкость, граничащая с резкостью — вот как можно охарактерировать поведение этого крыла на подъёма. Не нужно что-то там сильно нагружать, тянуть, дёргать — плавность, плавность и только плавность! И небольшие, чётко дозированные усилия на передних рядах и корпусе. Стоит чуть переборщить — и Арриба занимает полётное положение одним прыжком, настоятельно требуя сильной компенсации клевантами. Плохо ли это? Только при условии, что Арриба нечаянно окажется в руках недостаточно опытного пилота. Чуткая и динамичная даже на земле, Арриба не терпит грубого обращения — зато в опытных руках ведёт себя великолепно. На таком крыле не составит большого труда вспорхнуть с короткого неудобного старта где-нибудь в Альпах — собственно, для этого аппарат и создавался! Подъём «без рук», только усилием корпуса, любые игры с крылом на земле — всё возможно, всё легко, если пилот владеет предметом.

Полёт

Нет, это, определённо, не «облегчённая Текила». Это уже другой аппарат — со своим характером, со своими особенностями. Хорошо это или плохо? А смотря для каких задач и для каких пилотов!

Летучесть. Пожалуй, чуть подросла по сравнению с Текилой — что неудивительно, если вспомнить о безоплёточных стропах, обильно применённых на Аррибе. Аэродинамическое качество получилось, пожалуй, чуть повыше, чем это принято для крыльев середины класса intermediate, куда уверенно попадает наша подопытная. Прирост скорости — примерно как у Текилы4, те же достойные 15-16 км/ч, да ещё и глайд на максимальной скорости получается чуть получше. В целом — отлично! В термиках у Аррибы тоже не должно быть никаких проблем (пишу «не должно», потому что, к сожалению, не успел опробовать аппарат в термичную погоду). Термический вираж чёткий, энергичный, снижение по мере уменьшения радиуса спирали не спешит расти. Впрочем, вираж Аррибы требует более специального описания, к которому мы сейчас и перейдём.

Манёвренность. «Не Текила» — это касается прежде всего виража. У Аррибы он свой, достаточно оригинальный и интересный — и в то же время ощутимо «скайвоковский». Главное отличие от Текилы4 — бОльшая остота в реакциях и заметно возросшая чувствительность к работе руками и корпусом. Арриба запрыгивает в вираж практически моментально, без выраженного запаздывания и сложных переходных процессов, чуть изгибаясь и слегка похрустывая тонкой полупрозрачной тканью. Все команды пилота выполняются быстро, чётко, однозначно. Хорошо это или плохо?.. Зависит от пилота. Для совсем начинающих парителей такая чуткость, пожалуй, ни к чему — но более опытные пилоты поймут, оценят и порадуются. Изменения интенсивности вращения, скорости, радиуса происходят так же, как и вход в вираж — почти мгновенно, причём Арриба чётко фиксируется на новом режиме вращения. Эх, жалко всё-таки, что во время тестирования нам с Аррибой не досталось хорошей термической погоды — чувствуется, что в термиках этот аппарат мог бы доставить массу удовольствия! От интенсивности вращения поведение Аррибы практически не зависит — быстрота и чёткость реакций сохраняются в очень широком диапазоне скоростей и кренов. Единственное, что не очень нравится Аррибе — это вращения с малым креном и на малых скоростях а-ля подсрывы в плоской спирали. Но вменяемый пилот и не будет летать в таких режимах. Винговеры и прочие динамичные манёвры вроде спиралей с быстрым входом и выходом Арриба тоже исполняет великолепно — главной задачей пилота становится не «запихивание» аппарата в нужный режим (как это бывает с более спокойными «интермедиатами»), а точное дозирование управляющих воздействий.

Комфорт и информативность. Выбор компромисса между этими взаимно противоречивыми характеристиками крыла — всегда непростой выбор. В случае Аррибы 3 информативность, несомненно, превалирует над комфортом. Это не означает, что с комфортом есть проблемы — скорее нет никаких проблем с информативностью. Чуткое, трепетное, мгновенно реагирующее даже на небольшие движения воздуха, не слишком жёсткое по размаху крыло — такова Арриба. Это крыло не склонно к резким и амплитудным движениям по крену и тангажу — но небольшие покачивания и «помахивания ушами» почти постоянно происходят даже в относительно спокойном воздухе. Примерно так же ведёт себя и нагрузка на клевантах и основных карабинах: обилие почти постоянных мелких изменений, которые не воспринимаются как некомфортные, но представляют собой постоянный — и весьма интенсивный — поток данных. Если пилотский мозг ещё недостаточно тренирован, чтобы обрабатывать такие объёмы информации в буквальном смысле «на лету» — то можно намеренно «сузить полосу пропускания» и обращать внимание только на изменения скорости, крены и тангажи, которые сами по себе весьма информативны. А более опытные пилоты смогут использовать порождаемый Аррибой «дата-траффик» по прямому назначению, предугадывая подходы к термикам, выискивая микролифты и играя во многие другие, столь же непростые и интересные игры с крылом и воздухом.

Динамика и энергоёмкость. Повыше, чем у Текилы 4, но без экстрима. Скажем так, напугать своего владельца Арриба вряд ли сможет, а вот впечатлить — запросто. Способностью запасать и отдавать энергию Арриба мало отличается от Текилы, но всё происходит быстрее и динамичней, явно над средним уровнем класса «интермедиат». Винговеры, выходы из спиралей «свечкой» — сколько угодно! Главное — не переборщить, не перестараться с интенсивностью манёвров, не потерять контроль.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение


Как ни странно, отлично. От лёгкого чуткого крыла можно было ожидать и более брутального поведения! Усилие на A-ряду в момент сложения умеренное, сложение развивается умеренно глубоко по хорде — а вот дальше всё происходит очень быстро. Имею в виду исключительно раскрытие! Интересно, что, несмотря на быстроту, раскрытие представляет собой не «взрыв», характерный для многих аппаратов с лесками в передней кромке, а всё-таки волну, прокатывающуюся от центроплана к «уху». Весь процесс — от начала сложения до полного восстановления формы крыла — занимает полторы-две секунды. За это время аппарат попросту не успевает заметно уйти в косой клевок и/или отклониться от исходного курса. Амплитуда косого клевка (хм, и это называется «косой клевок») — градусов 20-30! Курсовое отклонение — около 45 градусов. Потеря высоты — примерно 5 метров. Пожалуй, такое сложение не создаст большой опасности даже при полёте впритирку к каким-нибудь альпийским скальникам.

Фронтальное сложение


Отлично! Ничуть не хуже асимметричного сложения. Всё происходит примерно так же — умеренная глубина по хорде, оченб быстрое, но не «взрывное» раскрытие... и почти полное отсутствие клевков и потери высоты. Раскрытие начинается ещё тогда, когда крыло находится чуть позади пилота, потеряв скорость после сложения, и к моменту возвращения в позицию над головой пилота Арриба уже полностью раскрыта. Естественно, столь быстрое протекание режима не успевает заметно повлиять на траекторию полёта — прямой клевок не превышает 30 градусов, а потеря высоты составляет те же смехотворные 5 метров.

Режимы быстрого спуска

«Уши»

Отлично. Вполне стабильны в довольно широком диапазоне хода внешних строп A-рядов, раскрываются с некоторым запаздыванием. Снижение на режиме вполне обычное, что-то около −3 м/с.

Выводы

Крайне интересный, хотя и не во всём однозначный аппарат. Лёгкость, чуткость и даже трепетность — если сжать впечатления в несколько слов. Отношения с таким крылом надо выстраивать, учитывая его характер. Никакой брутальности, внимательность и уважение к тому, что может и умеет крыло — и тогда можно быть уверенным в том, что Арриба полностью раскроет свой трепетный характер, даря пилоту радость полного контроля над ситуацией. Более грубый подход — и хозяином ситуации почти наверняка будет уже не пилот, а Арриба. Очень лёгкий старт — который, однако, требует чёткого контроля, ибо угрожает «выстреливанием» при недостаточно точной работе руками и корпусом. Великолепный вираж — который, однако, требует точного дозирования всех управляющих воздействий. Отличная информативность — которая будет мешать и даже раздражать, если пилот не готов прислушиваться к своему крылу и правильно интерпретировать поступающий поток данных. Идеальное применение Аррибы — полёты в серьёзных горах, где приоритетами (в порядке убывания) являются безопасность крыла, способность к лёгкому старту, высокая манёвренность и приличная летучесть. Ещё одно достойное применение Аррибы — как ни странно, полёты на равнине: отличный вираж и высокая информативность наверняка позволят уверенно «выживать» в слабых, непонятных, трудных потоках. Но если пилоту нужен спокойный, супер-комфортный, «ленивый» аппарат, который не умеет тонко и остро реагировать на движения воздуха и пилота, то Арриба явно не будет правильным выбором. Думаю, что самый правильный аррибовладелец — это пилот с некоторым опытом горных полётов, который взял да и решил просто полетать биваки в своё удовольствие... ну, или, скажем, мечтает зайти своими ногами на Монблан и без большого риска и напряжения полетать над тамошними ледниками. Рекомендовать Аррибу как «послешкольный» аппарат не могу — пассивная безопасность великолепна, но для типичного пилота-«послешкольника» тонкий и яркий характер Аррибы почти наверняка окажется непреодолимым препятствием на пути выстраивания отношений с крылом. Минимальный потребный налёт — от 20 часов, не меньше.

Плюсы

  • Высочайшая пассивная безопасность
  • Отличная манёвренность
  • Очень высокая информативность
  • Высокие лётные характеристики

Минусы

  • Умеренная долговечность (лёгкие материалы)

Особенности

  • Высокая чувствительнсть и информативность, повышающая порог вхождения

Благодарю дилера Skywalk в России Сергея Шеленкова за предоставление параплана на тесты.

comments powered by HyperComments
Производитель Skywalk
Сертификация EN B
Информация на сайте производителя skywalk.info
Класс light intermediate
Технические характеристики
размер M
площадь, м2 28,3
удлинение 5,2
удлинение проекц. 3,84
число секций 45
высота стропления, м 7,1
длина строп, м 242
схема стропления A2A'1B4C3
масса крыла, кг 4,5
полётный вес, кг 85-115
ткань NewSkytex Skytex 38 / 32 g/m², Skytex 27 g/m²
стропление Dyneema/Technora
Условия тестирования
места полётов Воротынск (Калуга)
подвесные системы Woody Valley X-Alps GTO
полётный вес 95 кг
Результаты
качество изготовления
10/10
долговечность материалов
7/10
работа с крылом на земле
8/10
старт
8/10
Vtrim
9/10
Vmax
9/10
качество @Vtrim
9/10
качество @Vmax
9/10
Vymin
9/10
Vymin в спирали
9/10
управляемость клевантами
9/10
управляемость весом
9/10
точность управления
9/10
информативность скорости
9/10
информативность клевант
9/10
информативность концов
9/10
комфорт в болтанку
6/10
асимметричное сложение
9/10
фронтальное сложение
9/10
подсрыв
9/10
уши
9/10
уши+акселератор
9/10
крутая спираль
9/10
Средняя оценка
8.74