BGD Base: размер имеет значение

Топовый EN B от Брюса Голдсмита — такой долгожданный и такой неоднозначный...

Конструкция


Голдсмит не ищет лёгких путей и не ходит проторёнными тропами. Парапланерная публика не успела ещё привыкнуть к рекордно низкому числу секций и фирменной технологии 3d-кроя, а BGD всё продолжает добавлять в конструкцию инноваций. На этот раз они оказались имплантированы в переднюю кромку. Лески, шарк-ноуз, Cord Cut Billow (трёхмерный крой от BGD) — всё это есть у Base, но неугомонному Госдсмиту этого мало. Каждая секция у Base имеет по середине передней кромки дополнительную короткую леску, изгиб которой создаёт дополнительное натяжение передней кромки. Для того, чтобы изогнуть отрезок лески, его пришлось вшивать в нечто вроде очень короткой промежуточной нервюрки длиной буквально в десяток сантиметров. Проще увидеть, чем описать. В итоге на первый взгляд кажется, что Base имеет вдвое больше секций, чем на самом деле. Усложнение конструкции передней кромки, к счастью, не повлекло за собой серьёзного роста массы крыла — забегая вперёд, замечу, что Base (по крайней мере, больших размеров) имеет вполне вменяемую массу и поднимается в полётное положение вполне хорошо. Форма крыла — приятная, неуловимо необычная, характерная для всех изделий Голдсмита начиная с уже легендарной BGD Tala (EN C). Умеренное удлинение, хорошо выглаженная передняя кромка, удивительно небольшое (из-за малого числа секций) количество строп, в нижних ярусах покрытых оплёткой. И вся эта идиллия резко контрастирует с раскраской нашего фигуранта. Создать совершенно оригинальный цветовой дизайн параплана в наше время очень сложно — но Голдсмиту это, определённо, удалось. Верх Бейза состоит из разноцветных, очень контрастирующих деталей кроя, и с непривычки от этого зрелища лично у меня слегка рябит в глазах. Зато эта отвязная цветовая схема, свойственная всем новым крыльям BGD, очень нравится девушкам — знаю уже двоих владелиц Бейзов, которые решительно приобрели этот аппарат исключительно из-за его уникальной раскраски. Свободные концы тоже слегка не как у всех. Узкая лента, аккуратный пошив, удобные ручки для управления задними рядами, керамическое кольцо проводки клевант — этим сейчас уже никого не удивишь. Удивление вызывают крепления ручек клевант. Силовые магниты залиты в пластиковые детали, одна из которых (расположенная на поводке клеванты) имеет сложную форму, позволяющую рассоединить поводок и ручку только движением руки на себя и вниз. Попытка снять клеванту с концов другими движениями руки ни к чему не приводит. Кому как, а мне это решение показалось не очень практичным. Зато не как у всех!

Старт, работа с крылом на земле


Мне повезло познакомиться с Бейзами нескольких разных размеров, и оказалось, что размер имеет значение. По крайней мере если речь идёт о поведении этого аппарата на старте. Начну с плохого. Два известных мне совершенно новых Бейза маленького размера имели одни и те же проблемы при старте и граунд-хендлинге в сильный ветер. Подъём крыла начинался плавно, затем резко ускорялся, и, выйдя над головой пилота, Base набирал столько скорости, что практически гарантированно перелетал пилота и резко складывался. Остановить Base упреждающим движением клевант при этом вполне возможно, но потребные для этого быстрота и точности пилотирования, на мой взгляд, превышают возможности типичного пилота-любителя. Проще говоря, старт на маленьком Бейзе в сильный ветер надо тщательно и целенаправленно тренировать.

Бейзы более крупных размеров ведут себя существенно более покладисто. Даже, я бы сказал, отлично. Плавный, без выраженных «подвисаний» и обгонов, выход над головой пилота, чёткая фиксация в полётном положении. В умеренный и слабый ветер Base надёжно висит над головой пилота, требуя лишь незначительного подруливания и прощая небольшие ошибки пилотирования. Техника подъёма роли не играет — брутальный рывок корпусом вообще без контакта рук с клевантами и свободными концами приводит к мягкому выходу в полётное положение с той же почти стопроцентной вероятностью, как и подъём за A- или AB-ряды. В любом случае приоритет надо отдавать не нагружению руками передних рядов, а работе весом — Base это очень любит. Тест на касание «ухом» земли проходится аппаратом без проблем, Base позволяет мягко и спокойно положить себя «ухом» на землю, а затем так же плавно и спокойно вернуться в полётное положение.

Полёт

Увы, размер снова имеет значение. Понятное дело, полноценно протестировать Base разных размеров, сохраняя загрузку на вменяемом уровне, я не мог — поэтому пришлось отталкиваться от опыта других (более лёгких) пилотов и принимать существенные поправки на перегруз, летая на Бейзе совсем не моего размера.

Молодые и амбициозные производители обычно пытаются завоевать своего клиента супер-летучестью или экстра-манёвренностью своих изделий. А корифеи рынка вроде Голдсмита хорошо понимают важность такой трудно выразимой при формальном анализе штуки, как характер крыла. Если характер получается покладистый, простой, «никакой» — то почти у всех он вызывает одинаковые, достаточно спокойные эмоции. Крылья с ярким характером, наоборот, порождают полярные мнения — от обожания до полного неприятия. И Base, определённо, наделён ярким, самобытным характером. Он — особенный. А плохо это или хорошо — зависит от субъективного восприятия.

Летучесть. Для середины класса EN B — несколько выше среднего. Летит Base очень приятно, «глайда» с запасом хватает для маршрутных полётов в любых, даже достаточно слабых и сложных условиях. Вторичный признак хорошей летучести — слабое нарастание снижения по мере роста крена — у Бейза тоже выражен очень хорошо. К сожалению, у меня не было возможности провести дуэльный тест на парение с очень эффективным в потоках Skywalk Chili3 — но по субъективным ощущениям похоже, что Base парит примерно так же. Несколько удивила балансировочная скорость — она неожиданно велика, и для достижения минимальной скорости снижения приходится заметно притормаживать Base клевантами. Зато малые скорости Base любит ничуть не меньше, чем Tala — на больших ходах клевант аппарат склонен плавно уменьшать аэродинамическое качество, сохраняя отменную управляемость и большой запас угла атаки. С горизонтальной скоростью у Base всё хорошо. Замеры TAS на высоте от 2000 до 2500 метров над уровнем моря показали балансировочную скорость около 40-45 км/ч. На первой ступени акселератора Base разгонялся примерно до 52-55 км/ч, максимальная скорость (полное схождение блочков) — 57-58 км/ч. Напомню, что это скорость относительно воздуха на достаточно большой высоте; в условиях равнины всё будет скромнее. Намного более интересен прирост скорости , который, естественно, не зависит от высоты. Вычитаем циферки друг из друга — и получаем примерно +10...+12 км/ч на первой ступени акселератора и что-то около +15 км/ч на максимальной скорости. Вполне достойный результат! Конечно, в плане максимальной скорости Base не сможет бросить вызов самым быстрым аппаратам с честной сертификацией EN B (на время написания тест-драйва это Axis Comet2 и ParAAvis Joy2). Но всё равно +15 км/ч — это выше среднего по классу. Что особенно приятно, относительно высокие скорости, достижимые на Base, не сопровождаются существенным падением аэродинамического качества. Летая среди не самых современных крыльев EN B, Base одновременно превосходил их и по скорости, и по «глайду»; единственный оказавшийся рядом неновый EN C (Prodesign Jalpa2) тоже не имел над Base никакого преимущества.

Манёвренность. Странная. Пожалуй, это слово характеризует Base точнее всего. Причём странность эта зависит и от размера крыла, и от условий полётов. В полётах на равнине в слабую спокойную погоду Base продемонстрировал чёткость и быстроту реакций — но всё это без избытка, без пугающей остроты, свойственной некоторым более радикальным изделиям. Base делал ровно то, что требует от него пилот — ни больше, ни меньше. И происходило всё это спокойно, приятно и как-то очень естественно.

Маленького размера Base (с перегрузом примерно 5-10 кг), опробованный в условиях сильного динамика, ожидаемо оказался очень вёртким и, пожалуй, дружелюбным. Впрочем, дружелюбие это не того сорта, который мог бы сделать Base крылом для начинающих. Быстрота и точность реакций Бейза даже при рекомендованный производителем удельной нагрузке требуют от пилота минимального опыта на уровне пары-тройки лётных выездов в процессе завершения обучения в лётной школе и/или сразу после её окончания. Менее опытный пилот просто не сможет быть хозяином ситуации. Более опытный — будет испытывать всю полноту радости от всей полноты контроля над крылом.

Наконец, финальный аккрод. Сильные горные термики — и Base, нагруженный до верхней трети вилки. И да, это было странно! Клеванты у Base достаточно тяжёлые с первых сантиметров хода. Обычно такую нагрузку на клеванты задают достаточно чувствительным крыльям, чтобы у пилотов не возникало желания махать руками. Но острота реакций на клеванты у Base, увы, не соответствует немаленькой нагрузке на руки. В мощных горных термиках, характерных для Чегема, для удержания крыла в потоке порой приходилось натурально махать руками — иначе поток выкидывал Base из себя. Для гор это в порядке вещей, однако в случае с Base такая работа руками требовала ощутимых физических усилий. То же самое можно сказать и про активное пилотирование в настоящих горных условиях. Работать руками приходится достаточно много, амплитудно, с большой нагрузкой на руки. Ничего ужасного, острота реакций на клеванты у Base вполне адекватная для середины класса EN B, в любой ситуации контролировать крыло не составляет труда — но управление было бы существенно более комфортным либо при большей остроте реакций, либо при меньшей нагрузке на руки. Теперь — о приятном. Подобно более серьёзным крыльям, Base умеет почти мгновенно довернуть к ядру потока при короткой энергичной даче руки. Термическую спираль аппарат держит неплохо. Магического ощущения под названием «аппарат идёт за рукой» у меня не возникло, но не возникло и трудностей с удержанием в узких и сильных потоках. Радиусы у спиралей, на мой вкус, получались больше среднего — вероятно, сказывается высокая балансировочная скорость. Зато по крену Base управляется очень хорошо, причём и клевантами, и весом. Загнать Base в крутую спираль или энергичный винговер «с места» — не проблема.

Комфорт и информативность. Информативность — да! Комфорт — эээ... Причём и то, и другое у Бейза сильно связано со специфической конструкцией передней кромки. Дополнительные «недонервюры» с лесками делают переднюю кромку очень жёсткой, но характер разгрузок, неизбежных в болтанку, получается странный и необычный. С непривычки тяжеловато бывает определить, какое движение крыла угрожает сложением, какое — нет. Демпфирование по тангажу у Base нормальное для своего класса: Base не воспринимается ни как «затупленный», ни как излишне резкий. Зато воздушная скорость может гулять в таких широких пределах, которые будут комфортны не для всех. Нагрузка на клевантах — немаленькая при работе в болтанку — несколько менее информативна, но даже и её изменений, в принципе, достаточно для центрования потоков. Информативность нагрузки на свободных концах — в пределах нормы. Попадание в спутный след другого параплана воспринимается как неожиданно сильный и резкий удар по крылу, но он настолько краток, что не успевает заметно повлиять на тангаж и прочие скорости и крены. На входе в поток Base склонен несколько набирать скорость и чуть уходить вперёд, плавно, но энергично «запрыгивая» в термик.

Динамика и энергоёмкость. Нормальный уровень для «продвинутого интермедиата», может быть, чуть выше среднего. Накопление и отдача энергии происходят мощно, но плавно, растянуто по времени. Винговеры в результате получаются достаточно спокойными, понятными и подконтрольными пилоту. Крутая спираль выполняется спокойно, без излишней резкости на входе и выходе, который желательно растянуть на оборот-полтора. Предпосадочный свуп засчёт высокой балансировочной скорости получается хорошо, эффектно.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Отлично. Вызывается с умеренным усилием на A-ряду, легко может быть дозировано по размаху и по хорде (чем резче и амплитуднее затягиваем A-ряд — тем более масштабное получается сложение). Дальнейшее поведение — классическое: плавный уход крыла назад, плавный, умеренный по амплитуде (градусов 40-50) косой клевок, плавный набор скорости, плавное, постепенное, но достаточно быстрое раскрытие. Даже и придраться не к чему. Курсовое отклонение при сложении 55-60% — около 90 градусов, потеря высоты — 5-10 метров.

Фронтальное сложение

Хорошо с минусом. Развивается очень глубоко по хорде, аппарат сразу резко теряет и форму, и скорость, резко улетая назад. Раскрытие начинается после возвращения крыла в положение над головой пилота и продолжается на удивление долго, хорошо ещё, что плавно и мягко. Сложенные «уши» раскрываться не спешат, и в целом создаётся впечатление, что на мощных «фронталках» Base может быть близок к парашютированию. Потеря высоты на выход — около 25-30 метров.

Подсрыв из термической спирали

Отлично. Точнее, где-то между «отлично» и «невыполнимо». Симптоматика классическая: рост нагрузки на обе руки до неприличных величин плюс невозможность удержать аппарат на грани подсрыва — он скорее свалится в крутую спираль, чем исполнит полноценный подсрыв. Вердикт — вероятность нечаянно исполнить подсрыв стремится к нулю.

Режимы быстрого спуска

«Уши»

Отлично. Складываются с умеренным усилием, вполне стабильны, раскрываются медленно. Снижение — около −2 м/с.

«Уши» + акселератор

Отлично. Скорость снижения — около −3 м/с.

Выводы

Мда. Давненько мне не попадался столь неоднозначный аппарат. Сильная зависимость некоторых особенностей поведения крыла от типоразмера — это ещё куда ни шло (хотя чаще всего это случается с изделиям куда более скромных фирм). А вот характер крыла, зависящий от силы и сложности погоды — это уже что-то новенькое. А между тем Base на равнине и Base в горах — это практически два разных аппарата. Приятно чуткий, динамичный и послушный в равнинных термиках, в горах Base показывает себя крылом куда менее простым и более требовательным к пилоту. Требовательность и непростота выражаются в странно подобранном сочетании большой нагрузки на руки и неожиданной для таких нагрузок умеренной чувствительности к работе руками, а также в необычном характере разгрузок передней кромке, к которому надо привыкать. Зато балансировочная скорость — огого! Да и качество, особенно на высоких скоростях — эгеге! Очень интересно сравнивать Base с близкими ему по духу интермедиатами. Axis Comet2 — имеет преимущество в скорости и качестве на высоких скоростях, но хуже парит, хуже управляется и менее комфортен в болтанку. ParAAvis Joy2 — летит быстрее, превосходит по аэродинамическому качеству, но опять-таки управляется хуже. Skywalk Chili3 — управляется лучше, сравним по скорости, но, наверное, проиграет Бейзу в «глайде». Кому подойдёт Base? Для какого стиля полётов он предназначен? Тоже интересный вопрос. Для сильных горных условий желательно иметь несколько другую манёвренность, иначе настроенные нагрузки на клеванты и их остроту. Для равнины с её более спокойной погодой Base, на мой взгляд, более интересен и даже вполне приятен. Несложные горы вроде Македонии — ну, нормально. По совокупности заслуг Base наиболее подойдёт в меру амбициозному пилоту-любителю, который, отлетав 1-2 полноценных лётных сезона в простых условиях равнины, задумывается о выездах в несложные горы, параллельно продолжая наращивать лётный и маршрутный опыт в равнинной местности. Непосредственно после лётной школы Base можно брать только при условии счастливого сочетания таланта и пряморукости, а также готовности терпеть особенности крыла ради его высокой летучести. И да, всё вышесказанное относится только к пилотам с полётным весом килограммов от 80. Ибо Base размера S — это отдельная история.

Плюсы

  • Оригинальный внешний вид
  • Высокие в целом лётные характеристики

Минусы

  • Странное сочетание чувствительности клевант и нагрузки на руки, относительно высокие усилия на клевантах при активном пилотировании
  • Сильная зависимость свойств от размера, проблемы со стартом у размера S

Особенности

  • Необычные реакции передней кромки на турбулентность
Благодарю дилера BGD в России Сергея Шеленкова ( http://shelenkov.ru ) за предоставление параплана на тесты.

Фото: И. Тарасова, А.Тарасов
comments powered by HyperComments
Производитель BGD
Сертификация EN B
Класс intermediate
Год разработки 2015
Информация на сайте производителя flybgd.com
Информация на сайте дилера shelenkov.ru
Технические характеристики
размер М
площадь, м2 25
удлинение 5,68
удлинение проекц. 4,09
число секций 46
высота стропления, м 7,24
длина строп, м 245
схема стропления A2A'1B4C3
масса крыла, кг 5,3
полётный вес, кг 75-95
ткань Dominico N30, Dominico N20, Dominico N30 DFM
стропы Liros DC 60, TSL 140, TSL 220/280, DSL 70
Условия тестирования
места полётов Юца, Рыболово, Чегем
подвесные системы Nearbirds Zippy, Woody Valley X-Alps GTO
полётный вес 100 кг (для размера M)
Результаты
качество изготовления
10/10
долговечность материалов
9/10
работа с крылом на земле
8/10
старт
8/10
Vtrim
9/10
Vmax
9/10
качество @Vtrim
9/10
качество @Vmax
9/10
Vymin
8/10
Vymin в спирали
8/10
управляемость клевантами
9/10
управляемость весом
9/10
точность управления
9/10
контроль курса в болтанку
8/10
информативность скорости
9/10
информативность клевант
9/10
информативность концов
9/10
комфорт в болтанку
8/10
стойкость к сложениям @Vtrim
9/10
стойкость к сложениям @Vmax
9/10
асимметричное сложение
9/10
фронтальное сложение
7/10
подсрыв
9/10
крутая спираль
9/10
уши
9/10
уши+акселератор
9/10
Средняя оценка
8.73
1