Skywalk Cayenne4: приятная острота

Что получится, если взять хороший кайт-парафойл и сделать из него параплан? А если наоборот?.. Не секрет, что известный производитель парапланов Skywalk и не менее известный производитель кайтов Flysurfer практически едины в двух лицах. Флайсёрферовские кайты пользуются искренней и заслуженной любовью кайтеров по всему миру. А вот за скайвоковские парапланы я не держался уже несколько лет. Итак, чего удалось добиться Скайвоку в борьбе с тёмной стороной совершенствовании парапланов?..

Конструкция



Нормальный такой, современный, респектабельный евроглайдер со всеми положенными свистками и колокольцами. Но со своим лицом. Есть в Кайенне нечто неуловимо кайтовое — видать, сказывается-таки содружество с Флайсёрфером. Дело то ли в чуть более контрастной и замысловатой, чем это принято в парапланеризме, раскраске, то ли в неуловимо оригинальной форме крыла, то ли в фирменных как-бы-закрылках в задней части хорды. Кстати о закрылках. По сути это профилированные сквозные отверстия. Идея в целом трезвая, но ввиду малого удлинения каждого отверстия (они шириной ровно в одну секцию и почти квадратные) эффективность такого закрылка не может быть очень высока. Форма крыла... ну что тут сказать, кроме «красивая»? А ведь и правда — красивая. Аккуратно «вылизанное», с хищно зауженными «ушами» крыло намекает на спортивность и продвинутость. Спортивны и свободные концы — узкая, качественно пошитая лента, очень скромное даже для «перформанса» количество строп (A1A'1B3C2), и, конечно же, «безоплётка» в верхних ярусах. Удлинение — далеко не рекордное в классе, но всё же немного за 6. Ну-с, посмотрим, каков подопытный в деле...

Взлёт, работа с крылом на земле

Бирская специфика полётов такова, что ты или летишь, или не летишь. Промежуточное состояние в виде граунд-хендлинга здесь практически невозможно. Увы, не удалось как следует пощупать подопытного на земле и мне. Короткий рывок за A-ряды — и крыло чётко, быстро, даже с некоторым намерением обогнать, вылетает над головой. Доля секунды, чтобы проверить стропы и купол, разворот, три шага разбега, мощный финальный толчок ногой — и мы в воздухе. Может, чуть резковато для «перформанса», но всё в пределах нормы.

Дорваться до полноценной «наземки» с Кайенном мне удалось только пару лет спустя, в практически идеальных условиях июньской Юцы. И Кайенн показал себя во всей красе. Точность и быстрота реакций в сочетании с неожиданной простотой и даже некоторой готовностью прощать некоторые ошибки пилота — нечасто встретишь такое у «продвинутого перформанса»! Впрочем, не исключаю, что два года полётов и более мягкая аэрология предгорий несколько смягчили характер подопытного.

Полёт

Есть в немецких и австрийских парапланах что-то от добропорядочных немцев и австрияков. На неделе день-деньской сидят они в своих правильных немецких офисах, делают свои правильные немецкие дела, а к выходным устают от собственной правильности и начинают отрываться по полной — впрочем, оставаясь при этом вполне добропорядочными и законопослушными. Вот так же ведёт себя и Cayenne4. Да, это совершенно честный «перформанс» без коварных хитростей и странных сложностей в поведении — и в то же время некая бесшабашность, не сказать бы безбашенность, всё время проскальзывает в поведении этого аппарата. Эдванс в парапланерной среде любят сравнивать с Мерседесом — потому что респектабельность, комфорт и отсутствие огонька. А вот четвёртый Кайенн я бы сравнил с продукцией небезызвестного BMW. Да, комфорт, да, респектабельность. И в то же время огонька, норова, характера этому аппарату не занимать. Скучно не будет! Страшно, впрочем, тоже — если пилот готов пилотировать точно, быстро и правильно.

Летучесть. В целом — хороша! Конечно, это ещё не уровень лидеров класса вроде Trango XC2, но уже вплотную к нему. А по максимальной скорости Cayenne4 и того лучше — уделывает Trango одной левой. Лёгкий, но удивительно эффективный акселератор Кайенна так и приглашает втопить его от души. Максимальная скорость у умеренно загруженного Cayenne4, по моим прикидкам, составляет не меньше 54-55 км/ч, что для нынешнего перформанс-класса — вполне достойный результат. Но скорость без качества — деньги на ветер. А с качеством у Кайенна тоже всё очень и очень хорошо. Параллельные полёты на балансировочном режиме с Mantra M4 показали отсутствие какого-либо превосходства у Мантры. На первой ступени акселератора — тоже практически ноздря в ноздрю! На второй ступени Mantra M4, конечно, уходит в отрыв — но это аппарат классом выше, ему положено. Полёты рядом со свежим AirDesign Volt не показали заметного преимущества ни у Вольта, ни у Кайенна. Паритет! По крайней мере, на скоростях до 50-52 км/ч. Жаль, что под рукой не оказалось Trango XC2, чтобы проверить заочно сделанный вывод и преимуществе Кайенна в скорости и сравнить глайды... Парит Кайенн легко и непринуждённо, к скорости снижения никаких нареканий нет. Впрочем, у аппаратов одним-двумя классами выше школьных «парючесть» определяется не столько снижением, сколько качеством при полёте с креном и манёвренностью. Итак,

Управляемость, манёвренность. Мода на вёрткость и чуткость прочно обосновалась в классе перформанс примерно пару-тройку лет назад, и удивить меня манёвренным, острым в реакциях «перформансом» с тех пор стало нелегко. Но Кайенну Четвёртому удалось и это. Причём авторы этого крыла изящно обошли проблему излишней остроты управления, остро стоящую при создании таких «горячих» крыльев. Острота управления у Кайенна плавно нарастает по мере опускания рук. Поведение, характерное скорее для школьно-послешкольного крыла — и неожиданно очень уместное в случае, когда энергичное движение клеванты на пол-хода легко и незамысловато посылает крыло в косую петлю... Нетипичная и своеобразная (в самом лучшем смысле слова!) реакция Кайенна на работу руками создаёт огромный — и очень соблазнительный! — простор для полётно-пилотажного творчества. Мягко, почти одними пальцами работаем в верхней четверти хода клевант — и получаем чуть более живой, чем в среднем, но вполне адекватный, точный, плавный и быстрый отклик крыла. Чуть более энергичные движения рук в пределах первой трети хода заставляют Кайенн с ходу, одним мощным движением, вворачиваться в узкие горные термики. А если хочется «отжечь по полной» — то при должном умении и хорошем чувстве крыла можно загнать Кайенн в косую петлю одним быстрым точным движением одной руки где-то на полхода клеванты. Обычно «перформансы» демонстрируют остроту или, наоборот, мягкость в реакциях на управление во всём диапазоне ходов рук — но это явно не случай Кайенна. Тщательно смакуя переменчивую остроту кайенновских реакций, можно в каждую минуту полёта тонко выбирать тот уровень реакций крыла, который нужен именно сейчас. Бывает, пилоты несбыточно мечтают о том, чтобы менять аппарат прямо в полёте сообразно погоде и целям полёта. Кайенн — первое приближение к этой мечте. По крайней мере, в плане управляемости. Возможности Кайенна в части изменения траектории полёта с лихвой перекрывают всё то, что может потребоваться для парения в термиках, с хорошим запасом достаточны для всякой несложной акробатики типа косых петель и, вероятно, перекрывают даже требования типичных акробатов. Впрочем, судить об акро не возьмусь — не моё. Но для неакробатических полётов Кайенн — один из лидеров рынка в плане манёвренности. При этом аппарат не держит пилота в постоянном напряжении, знакомом тем, кто привык к острым и одновременно почти пустым клевантам первого Фактора, не требует постоянного пилотирования сантиметровыми ходами рук, как Up Summit XC2, да и вообще не накладывает на пилота никаких ограничений, кроме одного. Самого главного. Это очень, очень вёрткий, послушный и точный аппарат. И грубых, «послешкольных» ошибок в пилотировании он, естественно, не потерпит.

Комфорт, динамика и информативность. В этой части тест-драйва восторги несколько утихают, и начинаются особенности и странности. Лично мне Кайенн не показался каким-то сложным, резким или некомфортным — скорее наоборот. Но похоже, что характер этого аппарата сильно зависит от загрузки, и лучше нагружать Кайенна от души — не ниже верхней половины вилки. Судя по опыту более лёгкого пилота, пробовавшего тот же Кайенн, загрузка близко к низу вилки делает этот аппарат очень предрасположенным к сложениям. Причём удерживать аппарат приходится неожиданно глубокими и быстрыми движениями клевант. Впрочем, это не мой личный опыт, сам ни с чем подобным не столкнулся. Загруженный выше середины вилки Кайенн приятно жив и динамичен, но не более того. Очень понравилось, что при такой загрузке практически отсутствуют лишние движения крыла. В болтанку Кайенн не дёргается и не трясётся почём зря, но, фильтруя лишние пинки и рывки турбулентного воздуха, передаёт пилоту именно ту информацию, которая нужна для парения и контроля крыла. В основном эта информация передаётся через тангаж и изменения воздушной скорости, в несколько меньшей мере — через клеванты. В целом информативность получается несколько выше среднего по классу — но не настолько, чтобы это было некомфортно. Удары болтанки Кайенн встречает упруго, мягко «проглатывая» и рассеивая полученную энергию. Стойкость к сложениями при повышенной удельной нагрузке нареканий не вызывает — «боевых» сложений в такой конфигурации не удалось получить ни разу, а поведение аппарата воспринимается как комфортное. Динамика у Кайенна тоже вписывается в понятие «выше среднего» — аппарат мощно запасает и столь же мощно отдаёт накопленную энергию, требуя чёткого контроля скорости на манёврах типа винговеров. Уже упомянутый здесь Trango XC2, конечно, запасает и отдаёт побольше — но это уже практически хай-перф. А поведение Кайенна убедительно укладывается в парадигму класса перформанс.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Отлично! Да, именно так, с восклицательным знаком. Поведение очень-очень хорошо загруженного Кайенна при «асимметрии» 50-60% было бы уместным даже для «интермедиатов». Проблемы с резкостью и непредсказуемостью режима, столь типичные для аппаратов с лесками в передней кромке, здесь отсутствуют целиком и полностью. Присутствует мягкое, плавное, постепенное раскрытие от центроплана к «уху» (каковое «ухо», кстати, совершенно не склонно «залипать»). Все движения Кайенна в процессе раскрытия динамичны ровно настолько, насколько это уместно для «перформанса», а вот клевки-довороты и потеря высоты получаются какие-то несерьёзные: косой клевок не превышает 40 градусов, курсовое отклонение — менее 90 градусов, потеря высоты — примерно 15-20 метров.

Фронтальное сложение

Отлично. Смахивает на «асимметрию»: та же мощная динамика движений с выраженной потерей скорости в начальной фазе сложения, то же быстрый, но плавный выход без непредсказуемых рывков и клевков.

Подсрыв из термической спирали

Дожились! С большим удовольствием пишу фразу «режим сложно вызвать». Настолько сложно, что не у всякого пилота это вообще получится. Причин тому две: нагрузка на руки, очень быстро нарастающая по мере опускания рук вниз, и острота управления, которая при опускании рук нарастает ещё быстрее. В нескольких попытках спровоцировать подсрыв Кайенн то валился в крутую спираль, то наращивал нагрузку на руки до совсем уж негуманных величин, но исполнять то, чего я от него добивался, не хотел категорически. «Школьно-дуболётное» поведение!

Выводы

Кайенн — очень интересный «перформанс»: в меру «горячий», отлично летающий, но при этом явным образом не выпадающий из рамок своего класса. Сильные стороны этого «горячего перца» — отличный акселератор, разгоняющий крыло до вполне приличных 54-55 км/ч с очень малой потерей качества, и прекрасная управляемость, которая практически лишает Кайенн конкурентов по этому критерию. Оборотная сторона перца — необходимость грузить аппарат выше середины вилки (иначе возможно некоторое повышенние «складучести») и минимальный потребный налёт часов так в 100. Кайенн достаточно универсален и многогранен, чтобы приносить радость своим владельцам и на равнине, и в горах, и на длинных маршрутах, и в ваггас-сессиях в динамике вблизи склона. Если перечисленных плюсов недостаточно, то у Кайенна есть в рукаве ещё один козырь: оригинальный внешний вид. Из конкурентов могу назвать, пожалуй, Summit XC2 (управляется сравнимо, но проигрывает в скорости), AirDesign Volt (близок по летучести, но сильно отстаёт в манёвренности), и, вероятно, Nova Factor2. Как бы то ни было — Кайенн4 следует уверенно отнести к удачам Скайвока в частности и рынка «перформансов» в целом.

Плюсы

  • Отличная управляемость
  • Высокие ЛТХ (особенно сочетание скорости и качества в правой части поляры)
  • Оригинальный внешний вид

Минусы

  • Не найдено

Особенности

  • Умеренная до низкой стойкость к сложениям и специфичное поведение вблизи сложения при низкой удельной нагрузке

Выражаю признательность С.Шеленкову за предоставление аппарата на тесты.
Фото: И. Тарасова, А. Тарасов

comments powered by HyperComments
Производитель Skywalk
Сертификация EN C
Класс performance
Год разработки 2012
Информация на сайте производителя skywalk.info
Информация на сайте дилера shelenkov.ru
Технические характеристики
размер S
площадь, м2 24,48
удлинение 6,13
число секций 59
схема стропления A1A'1B3C2
масса крыла, кг 5,7
полётный вес, кг 75-100
ткань Dokdo
стропление Liros LTC, PPSL
Условия тестирования
места полётов Бир (Индия), Юца
подвесные системы Nearbirds Zippy, Sup'Air Shamane
полётный вес 90-95 кг
Результаты
качество изготовления
9/10
долговечность материалов
7/10
работа с крылом на земле
9/10
старт
9/10
Vtrim
9/10
Vmax
8/10
качество @Vtrim
8/10
качество @Vmax
8/10
Vymin
8/10
Vymin в спирали
8/10
управляемость клевантами
9/10
управляемость весом
9/10
точность управления
9/10
контроль курса в болтанку
9/10
информативность скорости
8/10
информативность клевант
8/10
информативность концов
8/10
комфорт в болтанку
8/10
стойкость к сложениям @Vtrim
7/10
стойкость к сложениям @Vmax
8/10
асимметричное сложение
9/10
фронтальное сложение
9/10
подсрыв
8/10
Средняя оценка
8.35