Skywalk Cayenne 5: на пятёрку!

Казалось бы, трудно улучшить такое удачное изделие, как Cayenne 4. Но Skywalk Cayenne 5 — это больше, чем смена цифры после слова Cayenne.

Конструкция



В чём-то новый Кайенн оказался вполне соответствующим моим ожиданиям, в чём-то — удивил, причём сразу и сильно. Удивление номер один (очевидное уже при подготовке крыла к старту) — стропы нижних ярусов. На переднем ряду все они (кроме A’) в оплётке! Хотя и довольно тонкие. По верхним ярусам, понятное дело, стоит «безоплётка». Удивление номер два — неимоверное обилие лесок в конструкции. Лесками оснащена каждая без исключения секция, а вдоль хорды лески распространяются от самого лба процентов до 70-80 хорды. Понятное дело, при такой чудовищной длине лески не могут быть цельными — иначе непонятно, как паковать всё это добро в рюкзак, не повреждая лесок. Пришлось Скайвоку делить лески на секции. Первая секция (если считать от передней кромки) — относительно короткая (у Артика 4 длиннее), а вот вторая — как у самых-распросамых спортивных двухрядок, где-то метр. Причём многосекционные лески наблюдаются и на верхней, и на нижней поверхности крыла. Для парапланов трёхрядной схемы это, похоже, прецедент — ни разу не встречал ничего подобного не у двухрядок.

Поднимем аппарат над головой и посмотрим на него с нового ракурса. Удлинение — на грани уместного для честных «перформансов», далеко за 6. Необстроплённые пролёты достигают четырёх секций — для трёхрядки это много. Присутствует некий неуверенный намёк на шарк-ноуз — в нашем случае это скорее дань моде, слишком уж слабо форма передней кромки в районе заборников отличается от классической. Секций достаточно много, причём по задней кромке стоят ещё и дополнительные полунервюры. Присутствует 3D-крой, передняя кромка «вылизана» хорошо — по крайней мере под нагрузкой. Удивительна форма «ушей» — она очень своеобразная, и в основном именно из-за своих «ушей» Кайенн 5 по форме не похож ни на один известный мне «перформанс». Трудно сказать, какие ассоциации вызывает эта форма. Агрессия? Ну, может, самую малость. Спортивность? Да, безусловно. Эстетика? На уровне! Красив, чего уж там.

Свободные концы — современная скайвоковская классика. Узкая 12-миллиметровая лента. Всё сделано просто, но с умом и любовью к своему делу. Ход акселератора — вменяемый, не слишком большой и не слишком маленький. Качественные подшипниковые блочки и мягкая скользкая дайнима в проводке акселератора толсто намекают на «гонятельный» потенциал подопытного. Всё серьёзно!

Старт, работа с крылом на земле



Неоднозначно. Есть и плюсы, и минусы. Начну с минусов. Аппарат выводится настолько легко, что присутствует выраженная тенденция к обгону и перелетанию пилота. При ветре больше 5-6 м/с приходится очень энергично останавливать Кайенн клевантами, иначе стартовать не получается. А в более слабый ветер лёгкость старта, наоборот, очень радует. Уже на земле Кайенн Пятый начинает ярко проявлять свой характер: с одной стороны, такой послушности, таких быстрых и чётких реакций на действия пилота в классе «перформанс» я не встречал уже давно (а может — и вовсе никогда). С другой стороны, такая чуткость крыла почти не оставляет пилоту права на ошибку. Несколько минут осторожной игры с крылом — и мы начинаем друг друга понимать. Кайенн моментально выскакивает над головой, послушно ложится «ухом» на землю, легко выходит обратно в полётное положение... Пора в небо!

Полёт


Пожалуй, таких трансформаций моего восприятия крыла я не припомню за всё время тест-драйвов. За те пару часов, которые были у меня на беглое ознакомление с Кайенном Пятым, мои полётные эмоции прошли весь диапазон от «а почему он такой непростой?» до «обалдеть какое классное крыло!». Итоговое послевкусие включает в себя обе крайности в сложной пропорции, которую мы сейчас и разберём...

Летучесть. В целом — на уровне лучших аппаратов с формальной сертификацией EN C. Прежде всего это касается аэродинамического качества, в том числе и на акселераторе. К сожалению, во время тест-драйва не было возможности полетать параллельно с хорошими современными «перформансами», но картина быстро стала понятна и без параллельных полётов. Летит! Да ещё как летит! Уверенно «пробивает» плотный встречный ветер, не теряя качества на первой ступени акселератора и сохраняя отличный «глайд» даже при полном схождении блочков. Оказавшаяся рядом старенькая Вега на паре километров перехода против ветра «провалилась» под Кайенн метров на 100. При этом, понятное дело, Кайенн летел ещё и значительно быстрее. Про максимальную скорость пока что осторожно помолчу — воздух в тестовый день был странный, разброс измерений был просто огромный. Навскидку — нормальная скорость, не рекордная, но и ни в коем случае не низкая. Будет возможность — измерю точно. Скорость снижения при загрузке под верх вилки приятно порадовала. Причём и в прямом полёте, и на вираже, в котором Кайенн совершенно не склонен «сыпаться», даже если крутить очень компактно. Пожалуй, Кайенн Пятый уверенно претендует на лавры лучшего «выживателя» в своём классе. В этих ваших интернетах можно найти видео, где владелец Кайенна Пятого несколько минут летает в нулях над равниной на высоте метров 20-30 — да, этот аппарат вполне позволяет такое (конечно, при наличии достаточно качественной прокладки между крылом и подвеской). В общем, впечатляет!

Манёвренность. Не побоюсь этих слов — Кайенн Пятый устанавливает новый стандарт манёвренности для аппаратов середины-верха класса EN C. До Кайенна вершину моего персонального рейтинга манёвренности в классе EN C занимали BGD Tala и MacPara Elan — но после Кайенна мои представления о том, как могут крутиться «ен-цешки», уже никогда не будут прежним. Клеванты у Кайенна Пятого — без люфта, жёстко нагруженные с первых сантиметров хода. Такова же и реакция на них — мгновенная, жёсткая, где-то даже нервная, как у породистого скакуна. Мгновенный, взрывной вход в вираж. Винговер 70-80 градусов с одного ленивого движения рукой и корпусом. В термиках очень неудобно работать с другими «перформансами» — Кайенн крутит намного компактнее, всё время приходится придерживать аппарат, хочется обогнать работающих рядом, встать в более плотную, более тугую спираль. Причём если дать волю своему желанию — то дальше всё происходит настолько легко и быстро, что уходящим вбок и вниз чужим крыльям даже не успеваешь помешать. Совокупность ощущений — почти как на приличном компете. Хорошо это или плохо для аппарата с лейблом EN C? Вот даже и не знаю, что сказать. Великолепно — если пилот адекватен такому аппарату. Не очень хорошо и даже опасно — если пилот ещё не готов к такой манёвренности.

Комфорт и информативность. Запахло двухрядками! Как это ни удивительно, поведение Кайенна Пятого в болтанку — это практически поведение двухрядных аппаратов. Вероятно, «виноваты» в этом лески, которыми Кайенн нашпигован с неимоверной шедростью. Информативности много. Очень много. И это довольно необычная информативность. Несмотря на немаленькое удлинение, Кайенн Пятый не склонен махать «ушами» или извиваться, что приятно. Зато любой термический пузырь откликается упругим, но мощным ударом по подвеске и клевантам. При полёте в сложных, слабо организованных термиках возникает интересное ощущение «запрыгивания вверх по ступеням невидимой лестницы», характерное для двухрядок. Кайенн «пробивает» турбулентность короткими, но энергичными движениями, почти не шевелясь по тангажу и слабо меняя крен, заданный пилотом. Но, повторюсь, информации на подвеску и на клеванты при этом приходит очень много. И это именно полезная информация, а не хаотические рывки и пинки, как это иногда бывает с другими аппаратами. Комфорт пилота при таком стиле полёта оценить сложно. Мощные удары по подвеске поначалу несколько удивляют, но быстро приходит понимание, что опасности они в себе не несут. И тогда приходит радость от той чёткости и прямолинейности, с которой Кайенн показывает своему пилоту поведение окружающего воздуха. Гремучая смесь, которую каждый пилот наверняка будет воспринимать по-своему. Очень впечатлил полёт на максимальной скорости. Кайенн идёт очень ровно, стабильно, при этом форма передней кромки практически безупречна, а запас угла атаки до сложения достаточно велик. Чрезвычайно комфортный режим! Пожалуй, даже более комфортный, чем полёт на более низких скоростях. Надо только не расслабляться и помнить о том, что со скоростями растут и риски.

Динамика и энергоёмкость. Где-то на самом пределе того, что уместно и допустимо для среднего уровня «перформансов», а где-то — и за этим пределом. В крутую спираль Кайенн заходит с полуоборота, при этом скорость нарастает насколько быстро, что уже через оборот-другой начинает возникать желание чуть притормозить аппарат. Форсированный выход швыряет Кайенна в мощную «горку», которая, впрочем, практически не угрожает сложением — стойкость к ним у Кайенна очень велика (снова вспоминаем про мега-лески почти по всей хорде). Винговеры делал робко и внимательно — не привыкнув к такому аппарату, имеешь риск переборщить и загнать крыло в какое-нибудь замысловатое пространственное положение, из которого потом придётся выходить не пойми как. Крен градусов 70-80 достигается с первого же движения, и это, вероятно, не предел. Наборы скорости — соответствующие. Предпосадочный свуп ожидаемо очень мощный, даже при ощутимом встречном ветре можно какое-то время скользить впритирку к земле, плавно теряя накопленную скорость.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение





Наверное, надо бы поставить «отлично». Хотя, если честно, я толком не понял, что это было. И не уверен в том, что моя методика изучения сложений подходит для Кайенна. Дёргаем за A-ряд — получается какое-то невнятное промятие передней кромки процентов на 10-15 по хорде, которое раскрывается моментально, с хлопком, и аппарат практически не успевает «почувствовать», что он был сложен. Клевки, курсовые отклонения и потери высоты — ну, не нулевые, но близко к тому. Наглеем, звереем, берёмся за стропы A-ряда много выше коннекторов, дёргаем от души... Результат — тот же. Хлоп-хлоп, летим дальше. Как будто бы сложения и не было. Однако серийная фотосъёмка с земли (3 кадра в секунду) показывает несколько иную картину. А именно — сложение, которое развивается процентов на 70 по размаху и процентов на 50-60 по хорде. То-есть всё честно. Просто сложение раскрывается настолько быстро, что визуально оценить размах и глубину сложения оказывается практически невозможно. И это правило, а не счастливое исключение. За один тестовый день сложений было проделано с десяток — и поведение аппарата неизменно оставалось одним и тем же.

Фронтальное сложение



Читаем выше про асимметричное сложение и продолжаем удивляться вместе. Раскрытие — мгновенное, визуально оценить глубину сложения по хорде нелегко из-за того, что аппарат раскрывается практически мгновенно. Выраженного клевка и набора скорости практически нет — в процессе сложения и раскрытия аппарат не успевает заметно изменить режим полёта. Но «уши» раскрываться не спешат, и в целом присутствует довольно выраженная тенденция к парашютированию. Поэтому оценка — всего лишь «хорошо».

Подсрыв из термической спирали



Отлично. Скайвок очень намудрил (в хорошем смысле) с поведением задней кромки Кайенна. По мере опускания руки вниз быстрее всего к срывным режимам приближается «ухо». И «ухо» же срывается первым, если перейти через предел, за которым начинается срыв. Далее начинаются все характерные эффекты — падение нагрузки на руку, изгибание крыла назад, ускорение вращения, нарастание скольжения — и выражены все они очень-очень хорошо. Конечно, вероятность нечаянно загнать столь манёвренное крыло в срыв — почти нуль, но Кайенн подстраховывает пилота даже в случае столь грубой ошибки. После начала подсрыва у пилота есть около секунды времени на исправление ошибки. Выход из режима — мгновенный, с небольшим по амплитуде, но очень мощным клевком. Аппарат при этом остаётся в термической спирали.

Режимы быстрого спуска

«Уши»



Четыре с минусом, если не «трояк». Нестабильны! А нестабильные «уши» на аппарате с удлинением за 6 — это весело. Настолько весело, что по ощущениям сильно смахивает на задний свал. Честно пытался нащупать такой ход рук, при котором аппарат перестаёт дёргаться и раскачиваться — и не нащупал. Хотя допускаю, что при другой удельной нагрузке, в другую погоду, с другой подвеской и другим пилотом режим может внезапно оказаться более-менее стабильным.

«Уши» + акселератор

Всё то же самое, что и без акселератора, только трясы-расколбасы становятся ещё сильнее.

Выводы

О да! Скайвок в очередной раз сделал нечто, ломающее старые рыночные стандарты и устанавливающее новые. Прежде всего это касается манёвренности. Повторюсь: на время своего выхода на рынок Кайенн Пятый просто не имеет конкурентов среди аппаратов середины и даже верха EN C. Пожалуй, ближе всего к Кайенну в плане манёвренности подбирается легендарный UP Trango XC2 — но вряд ли корректно сравнивать этот почти-компет с Кайенном, который, пожалуй, в целом всё-таки менее требователен к пилоту. В плане летучести Кайенн тоже совершенно не разочаровал (хотя вопросы по максимальной скорости после одного дня тестовых полётов всё-таки остались). Выдающаяся манёвренность и очень небольшое снижение, свойственные Кайенну, превращают его в супероружие для «выживания» в слабых, узких, трудных потоках. Но и ядрёных горных условиях, где от манёвренности аппарата порой зависит, можешь ты войти в поток или нет, Кайенн тоже проявит себя великолепно. Сплошные восторги? Не совсем. Медаль имеет и оборотную сторону. Кайенн устанавливает ещё и новый стандарт требовательности к пилоту. Пилотирование сантиметровыми движениями рук и корпуса, почти полное отсустствие права на ошибку на сложных манёврах — раньше всё это относилось только к самой спортивной технике. Теперь — относится ещё и к пятому Кайенну. Нет, к пассивной безопасности этого крыла нет никаких претензий. Просто этот аппарат реагирует на любые действия пилота очень быстро, очень энергично и очень буквально. И если пилот готов к таким отношениям со своим крылом — то отношения эти будут долгими и счастливыми. А если не готов — то лучше и не браться. Граница понятия «готов-не готов» для Кайенна Пятого пролегает где-то в районе стабильного годового налёта 70-80 часов на протяжении 2-3 сезонов. Причём это должен быть честный, разнообразный налёт в условиях от очень слабых до очень сильных. Брать пятый Кайенн для реализации молодых амбиций, свойственных почти любому пилоту на первом-втором сезоне полётов, категорически не рекомендую. Правильный владелец Кайенна Пятого — опытный пилот, хорошо понимающий, зачем ему столько манёвренности.

Плюсы

  • Великолепная манёвренность
  • Высокие лётные характеристики
  • Хорошая для такой летучести пассивная безопасность

Минусы

  • Нестабильные «уши»

Особенности

  • Характер как у крыльев на полтора-два класса выше середины EN C

Благодарю Сергея Шеленкова, дилера Skywalk в России, за предоставление параплана на тесты.

Фото: И. Тарасова.

comments powered by HyperComments
Производитель Skywalk
Сертификация EN C
Информация на сайте производителя skywalk.info
Информация на сайте дилера shelenkov.ru
Класс performance / high EN C
Год разработки 2015
Технические характеристики
размер S
площадь, м2 24,1
удлинение 6,41
удлинение проекц. 4,92
число секций 69
высота стропления, м 7,1
длина строп, м 284
схема стропления A2A'1B4C3
масса крыла, кг 5,2
полётный вес, кг 85-105
ткань Skytex 38 g/m², Skytex 32 g/m²
стропление Liros/Edelrid
Условия тестирования
места полётов Кончинка
подвесные системы Woody Valley X-Alps GTO
полётный вес 95 кг
Результаты
качество изготовления
9/10
долговечность материалов
9/10
работа с крылом на земле
9/10
старт
8/10
Vtrim
9/10
Vmax
9/10
качество @Vtrim
9/10
качество @Vmax
9/10
Vymin
9/10
Vymin в спирали
9/10
управляемость клевантами
10/10
управляемость весом
9/10
точность управления
10/10
контроль курса в болтанку
9/10
информативность скорости
9/10
информативность клевант
9/10
информативность концов
10/10
комфорт в болтанку
7/10
стойкость к сложениям @Vtrim
9/10
стойкость к сложениям @Vmax
9/10
асимметричное сложение
9/10
фронтальное сложение
7/10
подсрыв
9/10
уши
6/10
уши+акселератор
6/10
крутая спираль
8/10
Средняя оценка
8.65