Skywalk Chili3: приятная острота

Грузия — это приятное расслабленное гостеприимство, хорошее вино и обильная, добротная, умеренно острая еда. Попавший мне на тестирование Skywalk Chili3 — детище совсем другой культуры, но в чём-то этот аппарат оказался удивительно «грузинским» — добротным, щедрым на позитивные эмоции и острым ровно в той мере, в которой это приятно...

Конструкция

Будучи извлечённым из упаковочного мешка пронзительно-зелёного цвета на такую же пронзительно-зелёную майскую травку, Чили поначалу несколько даже пугает своей хай-течностью. Здоровенные жёсткие лески, уходящие от красиво скруглённых заборников сантиметров на 30-40 назад по хорде. Дополнительные, тоже довольно длинные лески в районе C-рядов (осторожно, укладывать в концертину аккуратно!). Красивая, с лёгкой благородной хищностью, форма крыла. Удлинение для современного EN B вполне разумное, без ужасов. Арочность — тоже. А вот стропление, похоже, упёрлось в разумные минимумы: на A-рядах всего две стропы, а схема стропления — трёхрядная. Схема стропления: A1A’1B3C2 ?. Стропы по верхним ярусам в основном безоплёточные, что, конечно, уже не удивляет, но всё равно впечатляет. Концы — узкие (15 мм), очень добротные. Приятно порадовали скользкий Лирос в проводке акселератора и неопреновые чехольчики для нижних роликов.

Полёт

Летучесть. Впечатляет! Пожалуй, Чили3 — это серьёзная заявка на лидерство в классе EN B по критерию «летучесть-комфорт». Да и сама по себе летучесть этого крыла достойная всяческой похвалы. Давно не встречал в классе EN B столь эффективного акселератора. Он достаточно лёгкий, но уже на первой ступени прирост скорости составляет около 10 кмч — цифра, типичная скорее для какого-нибудь «перформанса». Причём пользоваться таким режимом полёта можно активно и даже нагло — спокойный характер допытного и его высокая стойкость к сложениям позволяют не сбрасывать ногу с педали даже в достаточно серьёзную болтанку. Чили прекрасно ведёт себя и в потоках: крутить можно плотно, узко, на достаточно высокой скорости, не опасаясь за скорость снижения.

Манёвренность. Упомянутая в преамбуле приятная острота относится прежде всего к манёвренным свойствам подопытного. Приятно нагруженные клеванты по мере опускания рук приятно и предсказуемо тяжелеют, приятно, быстро и предсказуемо заводя аппарат в упругий, чёткий вираж. Аппарат, не задумываясь, вполне точно идёт за рукой. В целом поведение подопытного на вираже отличается некой особой «прозрачностью» — знакомство с крылом в сложных условиях незнакомого склона не потребовало и минуты привыкания, общий язык с крылом удалось найти практически мгновенно, с первой же термической спирали. Реакция на вес у Чили более спокойная, но тоже чёткая, понятная и предсказуемая. Нарастание снижения по мере сужения радиуса спирали у Чили невелико — верный признак хорошей летучести крыла. Легко угадываются в вираже этого крыла и фирменные скайвоковские черты. Короткая дача одной руки приводит к быстрому провороту крыла над головой и к почти моментальному изменению радиуса спирали. Возникает ощущение, что можно ввинчиваться в поток как угодно узко, не опасаясь сорвать — и это ощущение близко к правде. Подозреваю, что «виноваты» в таком поведении в основном профилированные отверстия в районе 80% хорды, называемые громким словом «джет-флэп» — это некий аналог самолётных закрылков.

Комфорт, информативность. От аппарата, утыканного длинными лесками, я ожидал существенно более коварного и неоднозначного поведения. К счастью, ошибался. Похоже, конструктору Чили удалось совместить в одном и том же аппарате летучесть крыла с лесками и вменяемое, комфортное и предсказуемое поведение типичного «послешкольного» крыла. За несколько часов маршрутных полётов Чили заметно дёргался над головой всего пару раз. В основном же Чили «проглатывает» турбулентность, передавая на свободные концы и подвеску именно информацию, а не хаотические рывки и пинки. Для аппарата класса EN B информативность у Чили чуть выше среднего — та самая приятная острота, вынесенная в заголовок тест-драйва. Лишнего аппарат не передаёт, но то, что передаёт, доводит до пилота чётко, ясно и быстро. Для интермедиата с маршрутными амбициями — в самый раз!

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Отлично. Даже как-то не верится, что всё может быть настолько хорошо и просто у столь летучего крыла. Развить сложение больше чем на 20% хорды достаточно тяжело. Асимметричное сложение 50-60% по размаху раскрывается практически мгновенно, с небольшим рывком, а дальше аппарат плавно, но быстро восстанавливает исходный полётный режим. И ни малейшей тенденции к «галстуку»! Угол курсового отклонения — менее 90 градусов, косой клевок — градусов 40-50, потеря высоты — примерно 20 метров.

Фронтальное сложение

Отлично. Есть лёгкая, едва заметная тенденция к парашютированию, но её можно простить ввиду быстроты и плавности последующего раскрытия крыла и набора скорости. Потеря высоты на режиме — не больше 20 метров.

Подсрыв из термической спирали

Отлично с минусом. Первым начинает срываться «ухо» — поведение, характерное для некоторых перформансов и «хай-перфов», но пока что непривычное в сегменте EN B. В момент срыва нескольких последних секций крыла нагрузка на руку заметно падает, и аппарат начинает выраженно «проскальзывать» в вираже, сигнализируя о близости негативной спирали. Выход плавный, с умеренным клевком. Минус же приходится поставить за относительную лёгкость исполнения режима — при желании-умении загнать Чили3 в подсрыв не составляет труда, а значит, есть вероятность получить такой режим нечаянно при работе в сложных термиках.

Режимы быстрого спуска

«Уши»

Отлично с минусом. У аппаратов с двумя стропами на A-ряду размер сложенных «ушей» и поведение аппарата на режиме зависят от глубины втягивания «ушных» строп. У Чили3 с этим легко переборщить. С первой попытки получились «супер-уши», которые яростно полоскались в потоке, не позволяя удерживать режим долго. Зато при умеренно втягивании A’-строп «уши» ведут себя просто образцово: очень стабильные, но при этом достаточно эффективные. Раскрываются сами, с запаздыванием, но достаточно резко.

«Уши» + акселератор

Ни в коем случае не пытайтесь провернуть этот трюк, если сложены слишком большие «уши»! Режим, и без того нестабильный, станет очень нестабильным — в этом я убедился, тщетно пытаясь с помощью акселератора нащупать режим устойчивого снижения при сложенных «больших ушах». Акселератор только ухудшал поведение крыла. Зато если использовать акселератор на «малых ушах», то режим получается и стабильным, и эффективным в плане быстроты снижения.

Выводы

Скайвок, похоже, сейчас в ударе. Для своей на удивление серьёзной летучести Чили3 чрезвычайно прост и комфортен. Просто берёшь его — и летишь, не особенно задумываясь о том, что и как надо делать. По соотношению «летучесть-комфорт» на время написания тест-драйва у Чили3 наблюдается, пожалуй, только один достойный конкурент: Swing Mistral7. Едва заметно выигрывая у Чили по максимальной скорости, Мистраль также и чуть более требователен к пилоту. Чили3 — это крыло для тех, кто хочет быстро, комфортно и безопасно приобщиться к миру маршрутных полётов. И в то же время пассивная безопасность этого крыла столь велика, что его можно смело рекомендовать выпускникам лётных школ, а с рядом ограничений — даже и для обучения. Минимальный потребный налёт — часов 5-10, не больше.

Плюсы

  • Очень высокие (вероятно, одни из лучших в классе EN B) лётные характеристики
  • Великолепное поведение в термической спирали
  • Очень спокойный характер
  • Высокая пассивная безопасность

Минусы

  • Нестабильные «большие уши»

Благодарности

Благодарим Сергея Шеленкова, представителя Skywalk в России, за предоставление параплана на тесты.

comments powered by HyperComments
Производитель Skywalk
Сертификация EN B
Класс Intermediate
Год разработки 2013
Информация на сайте производителя skywalk.info
Технические характеристики
размер М
площадь, м2 28,87
удлинение 5,52
удлинение проекц. 4,07
число секций 51
высота стропления, м 7,43
длина строп, м 239
схема стропления A1A'1B3C2
масса крыла, кг 5,6
полётный вес, кг 90-110
материалы S9017-E25A 38 g/m², Dokdo 20 DMF 35 g/m²
Условия тестирования
места полётов Земо Кхеди, Юца
подвесные системы Sup'Air Shamane
полётный вес 100 кг
Результаты
качество изготовления
10/10
долговечность материалов
8/10
работа с крылом на земле
9/10
старт
9/10
Vtrim
9/10
Vmax
8/10
качество @Vtrim
9/10
качество @Vmax
9/10
Vymin
9/10
Vymin в спирали
9/10
управляемость клевантами
8/10
управляемость весом
8/10
точность управления:9
9/10
контроль курса в болтанку
9/10
информативность скорости
8/10
информативность клевант
8/10
информативность концов
8/10
комфорт в болтанку
10/10
стойкость к сложениям @Vtrim
8/10
стойкость к сложениям @Vmax
8/10
асимметричное сложение
9/10
фронтальное сложение
9/10
подсрыв
7/10
крутая спираль
9/10
уши
7/10
уши+акселератор
7/10
Средняя оценка
8.5
1