Davinci Classic: классика в сине-жёлтом

Как просто писать предисловие, когда название крыла говорит само за себя!

Конструкция

Да, название говорит само за себя. Причём в данном случае перед нами довольно консервативная классика. Амбиция производителя свелась к лескам в передней кромке и довольно скромному "акульему носу", который присутвует, кажется, у всех безмоторных крыльев от ДаВинчи. Удлинение у нашего фигуранта скромное, немногим больше 5, секций тоже не слишком много. Совсем уж удивили стропы в оплётке по всем ярусам. Да, явно это не "что-то-там-киллер" -- скорее перед нами ещё один простой и гуманный аппарат для пилотов без сверх-амбиций. Что, впрочем, даже и хорошо в наши непростые времена засилья агрессивных технических решений и не всегда честной сертификации.

Взлёт, работа с крылом на земле

Форма и конструкция крыла, как оказалось, честно и толсто намекнули на характер и поведение подопытного. На старте Классик -- само воплощение классичности. Подъём -- спокойный, плавный, но уверенный. Аппарат не склонен обгонять пилота, он хорошо фиксируется в полётном положении. Упражнения вроде касания ухом земли выполняются на ура -- уже на земле становится заметной достаточно высокая эффективность клевант и приятная реакция на работу корпусом.

Полёт

Управляемость. Люблю первые впечатления от каждого крыла, потому что они самые яркие. В случае с Классиком самым ярким первым впечатлением оказалась его вёрткость. Несмотря на низкую удельную нагрузку (нижняя половина весовой вилки), Классик прекрасно управляется клевантами и весом. Причём "классичность" присутствует и в том, как настроены клеванты. Люфта практически нет, но на первые сантиметры хода аппарат откликается очень спокойно, плавно наращивая остроту реакций по мере опускания рук. После первых 15-20 сантиметров хода клеванты приятно "затяжеляются", и Классик начинает реагировать на управление более бодро. Сантиметров 30-35 плюс амплитудная работа корпусом -- и мы с Классиком уже стоим в очень компактной термической спирали, которую легко удерживать и контролировать, по мере необходимости протягивая или доворачивая к центру. Всё происходит спокойно, комфортно, понятно для пилота. Классик же! Полный ход клевант у аппарата большой даже для EN B, сорвать можно, но надо постараться.

Летучесть. Нормально, "классично", без каких-либо чудес. Начнём с цифр прироста скорости, честно полученных честным датчиком Прандтля-Пито. Примерно +6 км/ч на первой ступени акселератора, примерно +12 км/ч на полном ходу педали. Значения для аппарата с лейблом EN B не рекордные -- но зато Классик чувствует себя на полном ходу акселератора очень хорошо. Передняя кромка не имеет промятий, качество начинает заметно портиться только после 50% хода акселератора. С аэродинамическим качеством дела обстоят примерно так же: без чудес, вполне нормальный средний уровень. 

Комфорт и информативность. О да, комфорт -- это про Классик! Уже по реакциям этого крыла на лёгкую калужскую болтанку понятно, что аппарат отлично задемпфирован и стойко будет выдерживать куда более серьёзную турбулентность. При этом информативностью Классик тоже не обделён: как и многие другие спокойные крылья, Классик "общается" с пилотом в основном через плавные, но выраженные изменения воздушной скорости. Движения по крену и тангажу тоже присутствуют, но проще ориентироваться по изменениям скорости и нагрузок на руки.

Динамика и энергоёмкость. Чуть выше, чем изначально ожидал от такого вроде бы спокойного крыла. Классик оказался способен довольно энергично уходить в прямые и косые клевки, хорошо накапливая скорость -- естественно, если хорошенько его об этом попросить. Ничего криминального -- скорее это приятная особенность, позволяющая рассматривать Классик не как очередной "затупленный дуболёт".

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Отлично с минусом. Минус придётся поставить за неожиданно энергичный и амплитудный косой клевок на выходе из режима -- и это при низкой загрузке крыла. В остальном поведение классическое. Складывается аппарат с умеренным усилием. Сложение развивается примерно до 30% хорды. Раскрытие -- быстрое, но не ударное, волной от центроплана к "уху". Но амплитуда косого клевка у меня доходила градусов до 45. Курсовое отклонение в процессе выхода из режима редко превышает 90 градусов, потеря высоты на пике режима чуть больше среднего (примерно метров 15) -- но засчёт своей динамичности Классик "отыгрывает" часть высоты обратно в процессе выхода из режима.

Фронтальное сложение

Отлично. Аппарат складывается довольно энергично, но так же энергично и раскрывается по центроплану. "Уши" могут оставаться сложенными несколько дольше, добавляя ко времени выхода из режима ещё пару секунд, но тенденции к парашютированию замечено не было. 

Подсрыв из термической спирали

Как ни странно, возможен, несмотря на достаточно большой ход клевант. Совсем учебные крылья мешают выполнить этот режим, предупреждающе наращивая нагрузку на руки вблизи срыва. Некоторые более продвинутые крылья на больших ходах клевант имеют столь высокую их эффективность, что вместо подсрыва получаются крутые спирали. Но у Классика и нагрузка на руки, и эффективность клевант вблизи срыва не становятся запредельными. Поэтому подсрыв технически возможен -- хотя приходится "утопить" внутреннюю руку ниже сиденья подвески. Выход из режима довольно динамичный, с коротким, но энергичным клевком, не "вышибающим" аппарат из термической спирали. Оценка -- отлично с минусом (минус ставлю за саму возможность исполнить подсрыв).

Выводы

Чего пилоты просят от крыльев с лейблом EN B? Очень часто -- хорошей летучести и вёрткости. Которые достигаются ценой некоторого падения пассивной безопасности, что для середины-конца две тысячи десятых годов почти превратилось в проблему. Реже просят только манёвренности. И уж совсем нечасто можно увидеть пилота, который имеет здравого смысла больше, чем амбиций, и потому ищет себе простой и комфортный аппарат. Вот для таких пилотов, похоже, и создан Классик: простой, неожиданно вёрткий и динамичный, но без проблем с пассивной безопасностью, которая вполне укладывается в формальные требования и философию низа-середины EN B.

Кому такой аппарат подойдёт лучше всего? Почти идеальный вариант использования Классика -- это клубное крыло для завершения лётного обучения и первых десятков часов самостоятельного налёта. Добротная, долговечная конструкция с оплёточными стропами и ресурсной тканью вполне потянет "клубный" стиль полётов, а в меру динамичный нрав Классика наверняка придётся по душе любому начинающему пилоту. Летучесть у Классика не рекордная в своём классе -- но для несложных маршрутов над равниной и уж тем более в горах её хватит за глаза.

Плюсы

  • Долговечная конструкция
  • Приятный, в меру динамичный характер
  • Хорошая управляемость

Минусы

  • Не найдено

Благодарю компанию Davinci Gliders и её российского дилера Рината Сабитова ( http://altair-aero.ru/ ) за предоставление параплана на тесты.

Фото: И. Тарасова, А. Тарасов.

comments powered by HyperComments
Производитель Davinci
Сертификация EN B
Класс Intermediate
Информация на сайте производителя dv-gliders.com
Информация на сайте дилера altair-aero.ru
Год разработки 2017
Технические характеристики
размер L
площадь, м2 29,3
удлинение 5,17
удлинение проекц. 3,88
число секций 50
число закрытых секций 10
высота стропления, м 7,5
схема стропления A2A'1B4C3
масса крыла, кг 5,8
полётный вес, кг 95-120
ткань Dokdo 30DFM 41 g/m²
стропы Edelrid, Liros
Условия тестирования
места полётов Калуга, Кончинка
подвесные системы Woody Valley X-Alps GTO, Nearbirds Genesis
полётный вес 100 кг
Результаты
качество изготовления
8/10
долговечность материалов
9/10
работа с крылом на земле
9/10
старт
9/10
Vtrim
8/10
Vmax
8/10
качество @Vtrim
8/10
качество @Vmax
7/10
Vymin
7/10
Vymin в спирали
6/10
управляемость клевантами
8/10
управляемость весом
7/10
точность управления
7/10
контроль курса в болтанку
8/10
информативность скорости
7/10
информативность клевант
7/10
информативность концов
6/10
комфорт в болтанку
9/10
стойкость к сложениям @Vtrim
9/10
стойкость к сложениям @Vmax
9/10
асимметричное сложение
9/10
полёт на малой скорости
8/10
подсрыв
9/10
Средняя оценка
7.91
1