Skyman CrossAlps: рабочая лошадка для больших гор

Похоже, эксперимент Маркуса Грюндхаммера с облегчёнными крыльями оказался достаточно удачным! Встречаем горный EN C: Skyman Crossalps.

Конструкция



Сразу понятно, что перед нами сверхлёгкое изделие! Для этого не надо даже доставать CrossAlps из концертины — она подозрительно мало весит и с крылом внутри, и сама по себе. В глаза сразу бросаются здоровенные вставки из очень лёгкой парапланерной ткани, да ещё и с очень щедрой перфорацией. Раскрываем концертину — и яркое индийское солнце начинает ослепительно отблёскивать от поверхности ткани крыла. Ткань эта удивительно тонкая и упруго-резиновая, даже не верится, что на ЭТОМ можно летать. Конструкция крыла не производит впечатления чего-то революционного (ну, за вычетом смелого подбора материалов). Вменяемое удлинение, секций не слишком мало и не слишком много, умеренной длины и жёсткости лески в передней кромке... Зато можно немножко поудивляться конструкции свободных концов. Вместо блочков в проводке клевант и акселератора — мелкие и лёгкие колечки из керамики. Забегая вперёд, замечу, что с этими колечками будут связаны как положительные, так и отрицательные полётные впечатления. Сами концы сделаны очень разумно — из узкой, но мощной сантиметровой дайнимовой ленты в оплётке. Естественно, невесомые софтлинки вместо стальных коннекторов. Зато не стали экономить вес на ручках клевант — они вполне традиционные, довольно большие, с толстым слоем неопрена и приятными магнитиками. Стропление — ожидаемо безоплёточное по всем ярусам. Строп немного, они не склонны путаться. Цветовой дизайн крыла — очень на любителя. Лично меня несколько пугают растопыренный красный мужик и нарочито-корявая надпись Skyman на брюхе крыла; впрочем, на вкус и цвет...

Старт

Про граундхэндлинг, к сожалению, ничего вменяемого написать не могу — бирские условия не дали возможности попробовать. Знакомство с крылом началось прямо с «боевого» старта в почти-штиль с ограниченной площадки и с целой очередью ожидающих за спиной. Определенно это не тот старт, на котором можно позволить себе тормозить и допускать ошибки. Не подведи, CrossAlps! И уж он, надо заметить, не подвёл! Старт прекрасный. Как и положено сверхлёгкому крылу, CrossAlps выскакивает в полётное положение практически от усилия мысли. Несколько опасался, что сверхмалая масса крыла приведёт к обгону на старте — но нет, аппарат выходит над головой легко, но плавно, не стремясь обогнать пилота. Нагрузку принимает хорошо, быстро, клевант начинает слушаться с первых шагов разбега. В общем, сплошной позитив.

Полёт



В условиях полётов в серьёзных горах не так уж важно, насколько круто летит аппарат. Тут на первый план выходят безопасность, лёгкий старт, манёвренность (в виде способности крыла набирать в сложных и жёстких горных потоках), наконец, приличный запас скорости (чтобы не оказаться нечаянно «запертым» ветром в каком-нибудь ущелье). Но главное для настоящего горного крыла — это, конечно же, комфорт и чувство надёжности, без которых, по-моему, невозможны серьёзные горные полёты. Похоже, что создатели КроссАльпса в своей работе руководствовались примерно тем же набором критериев — с первых же минут полёта стало ясно, что CrossAlps «заточен» как раз под настоящие горные полёты, и ощущение это только крепло по мере знакомства с крылом.

Летучесть. Повторюсь — от горного крыла не требуется нечто запредельное в плане сочетания скорости и качества, но и медленным на полном акселераторе такое крыло быть не должно. Ровно так себя и показал CrossAlps. Удалось пройти несколько довольно длинных переходов в спокойном воздухе больших высот рядом с Ozone Delta 2 и Advance Sigma9, пусть не крыло-в-крыло, но более-менее рядом, на расстоянии в пару сот метров друг от друга. Да, не слишком близко, но повторюсь — воздух был очень ровный и спокойный, он не «кипел» термиками, был достаточно однороден в большом объёме, так что сравнение получилось достаточно честное. На режимах от балансировочного до примерно 50% хода акселераторов явного преимущества в глайде не продемонстрировало ни одно крыло, все летели примерно одинаково. Разница в скорости, безусловно, присутствовала — но её придётся списать на 10-килограммовый перегруз. Прирост скорости на первой ступени акселератора — классические ~10 км/ч, а на второй ступени CrossAlps прибавляет более весомо — примерно 14-16 км/ч. Вполне приличная цифра, несколько даже выше среднего по классу EN C. Кстати, с полётом на акселераторе оказалась связана одна не очень приятная особенность подопытного. Керамика в проводке акселератора под нагрузкой обладает серьёзным трением, из-за чего акселератор не только выжимается туговато, но ещё и не сбрасывается мгновенно после приотпускания ноги, как это бывает в случае проводки с блочками. Впрочем, при обсуждении этого нюанса выяснилось, что при заказе КроссАльпса можно выбирать исполнение концов с блочками в проводке акселератора или без оных. Категорически рекомендую блочки!

Качеством на максимальной скорости наш подопытный, впрочем, не блеснул — но горному крылу, повторюсь, оно особо и не нужно. В среднем по маршруту все три крыла шли примерно одинаково. И тут самое время вспомнить, что маршрут состоит не только из переходов, но и из наборов, в которых CrossAlps тоже не разочаровал. Даже с 10-килограммовым перегрузом получилось убедительно «повыживать» в слабых ненадёжных термиках, пробивающих границу инверсии. CrossAlps не склонен «сыпаться», даже в достаточно компактных спиралях он продемонстрировал достаточно небольшое снижение.

Манёвренность. Хорошо и правильно настроенная опять-таки под горные полёты. То-есть не запредельно высокая, но с избытком достаточная для уверенной обработки любых термических потоков. Если сравнивать с «одноклассниками» — то в плане остроты реакций на управление CrossAlps сильно отстаёт от уверенно лидирующего в этом плане Skywalk Cayenne5, но несколько превосходит такие спокойные изделия, как ParAAvis Dream и Axis Vega 5. Впрочем, избыток остроты в горах и не нужен — тут скорее важна точность реакций на управление, и с этим у КроссАльпса всё в порядке. Спокойно, но достаточно уверенно идёт за рукой, реагирует без заметного запаздывания. В реальных горных потоках затруднений не возникло ни разу — реакции крыла на управление всегда были спокойными, понятными, очевидными, не потребовалось вообще никакого привыкания. И тут самое время снова вспомнить про керамические колечки в проводке клевант. В отличие от колечек в проводке акселератора, для клевант эта опция оказалась более чем уместна. Трение попросту неощутимо, и никакие паразитные шумы, дребезги и скрипы не искажают восприятие нагрузки на клевантах. Очень понравилось! Понравилось и поведение КроссАльпса на манёврах, более энергичных, чем термические спирали. Винговеры получаются убедительные, контролировать крыло даже на больших кренах труда не составляет. Крутые спирали — в том же духе: плавный, хорошо контролируемый разгон и такой же плавный выход.

Комфорт и информативность. Не побоюсь повториться — для горного крыла правильный баланс этих взаимно противоречивых характеристик ох как важен. Комфорта должно быть много, очень много — но и информативность не должна страдать. И в этом плане CrossAlps, определённо, удался. Подопытный ведёт себя вполне предсказуемо даже в погоду, чреватую регулярными сложениями, и поведение его при этом лишено какой-либо резкости. Но и информации к пилоту приходит достаточно много. Как это часто бывает у спокойных крыльев, в основном это изменения воздушной скорости. По тангажу аппарат задемпфирован сильно, лишних движений от него не дождёшься, да и по делу CrossAlps не склонен особо ходить вперёд-назад. По крену информации приходит немногим больше. Зато достаточно информативна нагрузка на клевантах, да и по нагрузке на концах можно очень неплохо ориентироваться. В совокупности всего этого вполне хватает для того, чтобы уверенно чувствовать даже достаточно хитрые потоки, не теряя при этом того приятного ощущения комфорта, которое так помогает в горах. Впрочем, вынужден добавить небольшую ложку дёгтя. На «боевых» сложениях наш подопытный склонен к «залипанию» «уха», требуя прокачки клевантой для раскрытия. Вроде бы мелочь, но она неприятно отвлекает, снижает чувство комфорта.

Динамика и энергоёмкость. В целом CrossAlps — достаточно спокойный аппарат, то-есть великой динамики от него не дождёшься. Но энергии он способен запасать достаточно много. Переходы скорости в высоту и наоборот происходят с приятной ленцой, характерной для спокойных, комфортных крыльев. Но плавность движений крыла не должна обманывать — грубое и неточное пилотирование на винговерах или крутых спиралях способно привести ко всяким неприятным фокусам вроде резкого сложения или мощной «горки». Посадку с переразгоном подопытный выполняет хорошо, убедительно — впрочем, мог сказаться перегруз.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Интересное и неоднозначное поведение с плюсами и минусами. Вызвать сложение физически довольно тяжело, передняя кромка нагружена сильно. Сложение ни в какую не хочет распространяться дальше 10-15% хорды, а при отпускании A-ряда — раскрывается мгновенно, настолько быстро, что аппарат практически не успевает отреагировать на сложение. Курсовое отклонение, косой клевок и потеря высоты, соответственно, смехотворные. Очень напоминает поведение Кайенна Пятого... если бы не один неприятный нюанс. «Ухо», которое гарантированно «залипает» на каждом сложении и требует энергичной прокачки для раскрытия. И в «боевых», и в тестовых сложениях нераскрытое «ухо» не влияло на поведение крыла практически никак, но необходимость раскрывать «ухо» вручную всё равно не радует. Хорошо ещё, что не заметно тенденции к «галстукам»... В целом — на отлично с минусом.

Асимметричное сложение на 50% хода акселератора

Как будто другой аппарат тестирую! Сложение развивается довольно глубоко по хорде — процентов примерно на 40, аппарат бодро прыгает в косой клевок амплитудой градусов до 45, после чего так же бодро, с хлопком, раскрывается. Курсовое отклонение — в пределах 90-100 градусов, потеря высоты — не больше 20 метров. Всё бы хорошо, но проблема с залипающим «ухом», увы, никуда не девается. Точнее, как повезёт — на особенно резких раскрытиях «ухо» может и выбить в рабочее положение, но гарантировать такое поведение не могу. Отлично с минусом.

Фронтальное сложение

Отличается от асимметричного симметричностью ;), а также не стопроцентной вероятностью залипания «ушей». Сложить так же тяжело, сложение так же не развивается глубоко по хорде и так же моментально раскрывается. Потеря высоты — менее 10 метров, клевок по тангажу почти отсутствует. Отлично с минусом.

Подсрыв из термической спирали

Оригинально, не как у всех. В подсрыв вовлекается практически вся консоль целиком, и не наблюдается чёткой границы между подсрывом и негативной спиралью. Выполнять аккуратно! Впрочем, проворонить режим не так легко — выручает выраженное падение нагрузки на внутреннюю руку и, что даже более выражено, очень заметное ускорение вращение в начале срыва. Ход клеванты до срыва достаточно велик, нечаянно сорвать получится вряд ли. В целом — на четвёрку.

Режимы быстрого спуска

«Уши»

Проблема! Складываются хорошо и даже очень хорошо (мы это уже видели при изучении сложений), основательно «залипают»... и очень сильно тормозят аппарат. Воздушная скорость на режиме падает очень заметно, по ощущениям — на несколько километров в час. Сразу возникает желание от души выжать акселератор. Подавляем это ощущение и начинаем раскрывать «уши». Отпускание «ушных» строп эффекта ожидаемо не даёт. Энергичное переваливание с борта на борт в подвеске — как ни странно, тоже. Остаётся самый неприятный вариант — раскрывать клевантами. И лучше делать это поштучно: сначала одно «ухо», чуть переждать, набрать скорость, потом — второе «ухо». Желания симметрично «зажаться» для одновременного раскрытия обоих «ушей» не возникает совсем — и без того воздушная скорость на «ушах» заметно падает, угрожая входом в срывные режимы. Оценку поставить сложно: эффективность «ушей» хорошая (снижение — примерно до −3 м/с), но приближение к парашютированию восторга не создаёт. Четвёрка с жирным минусом, как-то так.

«Уши» + акселератор

Уже лучше. И эффективность ожидаемо растёт, и скорость перестаёт быть угрожающе низкой. В принципе, можно даже раскрывать «уши», не отпуская акселератора. Оценка — хорошо с плюсом.

Крутая спираль

Отлично. Особенностей не выявлено, выполняется просто и понятно, спиральная нейтральность если и появляется, то при очень большом снижении.

Выводы

CrossAlps — яркий пример нечасто встречающегося на российском рынке облегчённого горного крыла, да ещё и класса EN C. «Горность» КроссАльпса проявляет себя прежде всего в комфорте и безопасности, которыми щедро наделён этот аппарат. Летучесть с манёвренностью, впрочем, тоже совершенно не разочаровывают. Присутствуют важные для горного крыла приятные особенности вроде очень лёгкого старта. И всё бы хорошо — но впечатление несколько портят большие усилия в проводке акселератора (что «лечится» заказом аппарата с роликами, а не колечками в проводке акселератора) и регулярные залипания «ушей» (что, увы, «лечится» только не менее регулярным их растрясанием). А если возникает желание использовать «уши» как средство быстрого спуска — то категорически желательно сочетать «уши» с акселератором, иначе велик риск получить какой-нибудь из срывных режимов, особенно под дождём (наблюдал такую картину в Чегеме). Традиционный вопрос «для гор или для равнины» в данном случае убедительно решён в пользу гор. Аппарат явно и целенаправленно доводили под горные полёты, это ощущается буквально во всех аспектах его поведения, характера. Но это не значит, что равнина противопоказана этому крылу. Нет, на равнине он тоже сможет себя показать — но всё-таки родной стихией КроссАльпса являются горы, где этот аппарат может раскрыть свои возможности на все 146%. Для равнины лучше подойдёт что-нибудь более вёрткое, более чуткое и даже резкое — например, Cayenne5. А CrossAlps — это настоящая «рабочая лошадка», которая, быть может, не поражает сверхманёвренностью и суперлетучестью, зато позволяет, не напрягаясь, надёжно лететь даже в очень сложных условиях высокогорья. Минимальный потребный налёт — часов 50-60.

Плюсы

  • Очень комфортный, спокойный характер
  • Высокая пассивная безопасность, особенно это касается сложений
  • Хорошие лётные характеристики

Минусы

  • «Уши», залипающие после практически каждого сложения
  • «Уши» без применения акселератора слишком приближают аппарат к срывным режимам

Особенности

  • Подсрыв развивается практически на всей консоли

Благодарю Александра * за предоставление крыла на тесты.

comments powered by HyperComments
Производитель Skyman
Информация на сайте производителя skyman.aero
Год разработки 2014
Сертификация EN C
Класс performance
Технические характеристики
размер M
площадь, м2 26,5
удлинение 6,40
удлинение проекц. 4,37
число секций 67
высота стропления, м 7,63
длина строп, м 295
схема стропления A1A'1B3C2
масса крыла, кг 4,0
полётный вес, кг 63-88
ткань Dominico 10D 25 g/m²
Условия тестирования
места полётов Бир (Индия)
подвесные системы Woody Valley X-Alps GTO
полётный вес 90 кг
Результаты
качество изготовления
8/10
долговечность материалов
7/10
работа с крылом на земле
9/10
старт
9/10
Vtrim
8/10
Vmax
8/10
качество @Vtrim
8/10
качество @Vmax
7/10
Vymin
8/10
Vymin в спирали
8/10
управляемость клевантами
8/10
управляемость весом
7/10
точность управления
8/10
контроль курса в болтанку
8/10
информативность скорости
8/10
информативность клевант
7/10
информативность концов
8/10
комфорт в болтанку
9/10
стойкость к сложениям @Vtrim
9/10
стойкость к сложениям @Vmax
9/10
асимметричное сложение
8/10
фронтальное сложение
8/10
подсрыв
8/10
уши
6/10
уши+акселератор
6/10
крутая спираль
8/10
Средняя оценка
7.88