DiSCovery 5: эволюционер

Техническую революцию начала 2010-х можно уже считать практически законченной. А за любой революцией следует время постепенной и осторожной эволюции, закрепления достигнутого успеха и доведения до ума новых решений. Наш сегодняшний подопытный, Discovery 5 — детище скорее эволюции, чем революции.

Конструкция



Да, Скай Кантри меняется, смело и явно заявляя о своих амбициях. Новый рюкзак — лёгкий, очень удобный, непохожий на прежние, несёт на себе обновлённое лого компании. Внутри — концертина с крылом (качественная, намного лучше, чем у того же Нивиука) и традиционные приятные мелочи вроде майки и фирменного тканевого конверта с документацией. Расстёгиваем молнию и извлекаем нашего подопытного на яркий свет южного солнца.

Неожиданное, но хорошо подобранное сочетание цветов. Новая схема раскраски — неожиданно брутальная, но не менее неожиданно идущая крылу со скромным удлинением 5,2, но достаточно агрессивной формой. И это Дискавери, который всегда был спокойным и покладистым и по характеру, и чисто внешне?!? Собственная технология 3D-кроя, выглаживающая переднюю часть поверхности крыла. Лески в передней кромке (впрочем, недлинные и довольно мягкие) — сейчас этим уже никого не удивишь, но для Скай Кантри этот шаг был давно ожидаемым. Безоплёточные стропы в верхних ярусах стропления. Свободные концы — простые, но добротные, с удобными мягкими ручками клевант на не менее удобных прямоугольных магнитах. Зная историю Скай Кантри, ни за что не скажешь, что перед нами аппарат той же фирмы. Интересно, как оно будет в воздухе...

Старт, работа с крылом на земле

Уфф! Первые опасения, связанные с достаточно брутальным обликом подопытного, не оправдались. Выходит Дискавери 5 практически идеально — плавно, мягко, но с чёткой фиксацией в полётном положении. Техника старта большого значения не имеет — аппарат в любом случае выйдет над головой пилота, требуя от него минимальных знаний и умений. Граунд-хендлинг с играми вроде касания ухом земли лёгок и приятен — причём уже на земле начинает проявляться спокойный и покладистый нрав подопытного, приятно не соответствующий его агрессивной внешности. Все движения крыла происходят плавно, неоторопливо, в реакциях на вес и клеванты нет остроты — но в то же время контролировать крыло не составляет большого труда. Отлично!

Полёт

Брутальный дизайн и лески в передней кромке толсто намекают на возможную непростоту и даже агрессию в характере обновлённого Дискавери. Но — к счастью! — это не более чем хитрый маркетинговый трюк. Характер Дискавери 5 счастливо избежал серьёзных обновлений, сохранив ту доброту, надёжность и покладистость, за которые Дискавери были любимы пилотами с самого появления этих аппаратов. И это, пожалуй, главное, что надо сказать об этом крыле.

Летучесть. Хорошо. Нет, нет так — хорошо! Перед нами отнюдь не оружие грядущих побед — спортивные амбиции Дискавери 5 сводятся в основном к его внешнему виду. Но обвинять Дискавери не в чем — по своей философии это практически школьное крыло, основная задача которого — не доминирование на маршрутах и соревнованиях, а комфортное и безопасное приобщение начинающих пилотов к регулярным полётам во всём их многообразии. А с этой задачей Дискавери 5 справится на отлично. Отставая по скорости и качеству от лучших «продвинутых интермедиатов» вроде ParAAvis Joy 2 или Skywalk Chili 3 на умеренных скоростях (проверено в термодинамике Чегема), наш фигурант, тем не менее, способен вполне уверенно идти против довольно сильного ветра в умеренную термическую активность, то-есть имеет довольно высокое аэродинамическое качество на скоростях, близких к максимальной (проверено в термиках Юцы). Балансировочная скорость — умеренная, что-то около 36 км/ч при умеренной загрузке. Прирост скорости — километров 7-8 в час на первой ступени акселератора (кстати, довольно тяжёлого) и до 13-14 км/ч при полном схождении блочков. Цифры, вполне приличные для «послешкольного интермедиата». Несколько интереснее обстоит дело с формой поляры, то-есть с аэродинамическом качеством. Повторюсь — похоже, что на высоких скоростях качество у Дискавери падает меньше, чем этого можно ожидать, причём это касается даже режима максимальной скорости. Если на балансировочной скорости тот же Chili 3 имеет над Discovery 5 безоговорочное преимущество по глайду, то на 2/3 хода акселератора определить, какой из этих аппаратов летит лучше, становится нелегко. Со скоростью снижения такого восторга уже не наблюдается: равно нагруженный Chili 3 уверенно обгоняет Discovery 5 в термиках. Не спасает ни хорошая манёвренность нашего подопытного, ни его способность «держать поток». Впрочем, для «простого интермедиата» парит Discovery 5 вполне хорошо и вполне способен конкурировать в термиках с крыльями аналогичного класса. Нарастание скорости снижения по мере сужения спирали — вполне типичное для «послешкольных» аппаратов или даже лучше средних величин.

Манёвренность. Пожалуй, одно из самых приятных впечатлений от обновлённого Дискавери. Аппарат не отличается великой остротой реакций — которая на самом деле и не нужна в этом классе техники — зато реагирует на управление спокойно, очень предсказуемо и вполне точно. В целом — ровно то, что надо для «послешкольного» крыла. С одной стороны, Дискавери ни в чём не ограничивает своего пилота, позволяет и агрессивно работать в термиках, и качать мощные, амплитудные винговеры. С другой стороны, аппарат вполне прощает неточности и грубость пилотирования, неизбежные у «непродвинутых» пилотов. Достигнается это умеренной, плавно нарастающей по мере опускания рук чувствительностью к работе клевантами, и опять-таки умеренной чувствительностью к работе весом. Нагрузка на клевантах в верхней трети их хода может быть охарактеризована как комфортная, но при опускании рук ниже 50% полного хода усилие быть комфортным перестаёт. И это правильно — «предупреждающее» нарастание усилия напоминает пилоту, что в большинстве случаев незачем пихать руки так низко. Ну, может быть за исключением редких случаев активного пилотирования в очень сильных и очень болтаночных потоках вроде чегемских. Но типичный владелец Дискавери 5 и не должен летать в таких условиях. Де-факто даже на протяжении нескольких часов полёта в таком стиле руки слегка напряглись, но не устали. Порадовала способность Дискавери 5 цепко и чётко держать заданные характеристики виража. Даже в сильную погоду аппарат практически не требует подруливания, стоит в термической спирали уверенно и надёжно. Примерно так же Д5 ведёт себя и на винговерах, и в крутых спиралях: спокойно, понятно, предсказуемо. Раскачать аппарат по крену до косых петель не слишком просто, но зато отсутствует резкость в поведении. Аппарат даёт своему владельцу изучить режим в деталях, не требуя супер-быстрого и супер-точного пилотирования. Крутая спираль отличается приятным сочетанием мощи и плавности входа и выхода.

Комфорт и информативность. Разобьём на две части: информативность — хорошо, комфорт — отлично. Пожалуй, Дискавери 5 — один из самых комфортных аппаратов, какие попадались мне на тестирование. Традиционной чегемской болтанке по силам сложить и «расколбасить» практически любой аппарат — за вычетом таких редких исключений, как Independence Pioneer и наш сегодняшний фигурант. Комфорт Дискавери Пятого впечатляет даже по меркам «послешкольной» техники. Умеренные, совершенно не резкие движения по тангажу даже при выпадании из узких горных «пятёрок». Великолепная стойкость к сложениям — повторюсь, что Дискавери 5 не получил ни единого «боевого» сложения даже на славящихся своим крутым норовом подступах к Скалистому хребту. Самое страшное, что происходило с аппаратом в таких условиях — незначительные разгрузки передней кромки. Интересно, что на турбулентных границах потоков Дискавери 5, обычно монолитный, начинал едва заметно «помахивать ушами» — поведение, характерное для существенно более серьёзных крыльев. На безопасность это не влияет никак — просто интересная особенность крыла. Сильные потоки склонны выкидывать Дискавери наружу — но такие косые клевки, как и движения по тангажу, получаются умеренные по амплитуде и очень растянутые по времени. Пожалуй, по комфорту и задемпфированности у Дискавери 5 в «послешкольном» классе есть только один относительно современный конкурент — GIN Atlas (но он сильно отстаёт от Д5 в плане манёвренности). А что у нас с информативностью? Нормально, точнее, хорошо. Плавные движения по тангажу и такие же плавные изменения нагрузки (немаленькой!) на клевантах мягко и ненавязчиво подсказывают пилоту, что происходит с воздухом вокруг и что со всем этим делать. Изменения воздушной скорости у Д5 тоже достаточно информативны. А выраженное «выкидывание» из узких сильных потоков не позволяет ошибиться с выбором направления спирали.

Динамика и энергоёмкость. Знакомый подход: энергии аппарат запасает много, но не спешит конвертировать одни её формы в другие. И это опять-таки хорошо для крыла-«послешкольника». Наиболее ярко динамика аппарата проявляет себя на винговерах и спиралях. И то, и другое выполняется плавно, подконтрольно пилоту, но с мощным запасанием энергии. Выходить из крутой спирали желательно не слишком энергично, чтобы аппарат не «подвисал» на «горке» после выхода. Винговеры тоже желательно чуть растягивать по времени, не ограничивая их амплитуду. Впрочем, даже намеренно вводимые ошибки на винговерах редко приводят к сложениям. Посадку с переразгоном Д5, в принципе, выполняет — но только если хорошенько попросить: уж очень он спокойный для таких игр.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Отлично. Наличие в передней кромке лесок всегда заставляет несолько опасаться резкости и непредсказуемости протекания сложений. Но наш сегодняшний герой — типичный эволюционер, лишённый «детских болезней» и «трудностей переходного периода», неизбежных при появлении новых технологий. Вызвать сложение, хорошо развитое по размаху и хорде, оказалось нелегко: аппарат охотно подламывает первые 5-10% хорды и 40-50% размаха, а для получения сложений большего размера приходится откровенно и брутально дёргать A-ряд. Сложения до 50% размаха «не впечатляют»: аппарат раскрывается очень быстро, движения по крену и тангажу не превышают 20 градусов, потерю высоты и вовсе трудно замерить... А было ли сложение вообще? Более мощные сложения всё-таки заставляют аппарат пойти в косой клевок, отклониться по курсу и потерять сколько-то высоты. Но даже при сложении 60-65% размаха и 30-40% хорды амплитуда косого клевка не превышает 45 градусов, а курсового отклонения — 90 градусов. Потеря высоты — не более 10 метров.

Фронтальное сложение

Отлично с минусом. После сложения аппарат выраженно уходит назад и раскрывается в процессе движения вперёд. Минус пришлось поставить за неторопливость, с коротой аппарат набирает горизонтальную скорость, теряя в процессе выхода в нормальный полёт не меньше 10-15 метров высоты. Характер раскрытия — мягкий, плавный, клевок по тангажу не превышает 30 градусов.

Подсрыв из термической спирали

Между «отлично» и «невыполнимо». Достигнуть подсрыва нечаянно, скорее всего, не выйдет даже у относительно опытного пилота — нужно очень точно координировать работу весом и обеими руками, что нелегко при той большой нагрузке, которая возникает на клевантах вблизи срыва. Чуть ошибаемся с ходом рук — и аппарат либо вываливается из термической спирали, либо, наоборот, валится в крутую спираль. Пару раз вызвать подсрыв всё-таки удалось — нагрузка на внутреннюю руку падала несильно, но аппарат сразу начинал выраженно скользить внутрь виража. Выход при частичном отпускании внутренней руки — мгновенный, но без лишних движений по крену и тангажу.

Режимы быстрого спуска

«Уши»

Отлично. Очень стабильны, складываются с умеренным усилием, раскрываются самостоятельно, с задержкой. Снижение — примерно −2...-2,5. Горизонтальная скорости на сложенных «ушах» несколько уменьшается.

«Уши» + акселератор

Отлично. Снижение — около −3...-3,5.

Выводы

Продолжающийся около года ребрендинг Скай Кантри одновременно радует всех, но и слегка пугает фанатов марки. Обновлённый фирменный стиль достаточно агрессивен — не станет ли таким же и обновлённый характер парапланов?.. В случае с Дискавери 5 ответ — строго отрицательный. Под маской сурового спортсмена скрывается хорошо знакомый, добрый и надёжный характер прежних поколений Дискавери. Летучесть и конструкция Д5 соответствуют современным трендам — но главного, чем Дискавери всегда привлекал пилотов, этот аппарат не потерял. Летая на уровне средних «послешкольников» или чуть лучше, Дискавери настолько прост и послушен, что допускает обучение с нуля. Лучшее применение такому крылу — завершение обучения и первые один-два сезона самостоятельных полётов для тех, кто только учится летать, либо полёты в условиях любой вменяемой жёсткости и сложности для тех, кто уже достаточно «продвинут». Минимальный потребный налёт — с нуля!

Плюсы

  • Высокая пассивная безопасность
  • Приятный, спокойный характер
  • Приятная манёвренность

Минусы

  • Не найдено

Выражаю благодарность компании Скай Кантри за предоставление параплана на тесты.
Фото : А.Тарасов

comments powered by HyperComments
Производитель Sky Country
Сертификация EN B
Класс intermediate
Год разработки 2015
Информация на сайте производителя sky-country.com
Технические характеристики
размер М
площадь, м2 27,0
удлинение 5,2
удлинение проекц. 3,76
число секций 46
длина строп, м 272
схема стропления A2A'1B4C3
масса крыла, кг 5,8
полётный вес, кг 80-100
материалы NCV S9017-E25A, Liros DC, Liros TSL
Условия тестирования
места полётов Чегем, Юца
подвесные системы Nearbirds Zippy
полётный вес 90 кг
Результаты
качество изготовления
9/10
долговечность материалов
9/10
работа с крылом на земле
10/10
старт
10/10
Vtrim
8/10
Vmax
8/10
качество @Vtrim
8/10
качество @Vmax
9/10
Vymin
8/10
Vymin в спирали
7/10
управляемость клевантами
8/10
управляемость весом
8/10
точность управления
8/10
контроль курса в болтанку
8/10
информативность скорости
7/10
информативность клевант
7/10
информативность концов
7/10
комфорт в болтанку
9/10
стойкость к сложениям @Vtrim
9/10
стойкость к сложениям @Vmax
10/10
асимметричное сложение
9/10
фронтальное сложение
8/10
подсрыв
9/10
крутая спираль
9/10
уши
9/10
уши+акселератор
9/10
Средняя оценка
8.46
1