Тандем DaVinci Duet: недостатков нет?

Суровая московская зима позволила познакомиться с Дуэтом лишь очень коротко. Но положительных впечатлений всё равно хватило!

Конструкция. Да, это вполне узнаваемый DaVinci — скромный, но качественный, а местами — даже и с некоторой претензией на оригинальность. С первого взгляда понятно, что перед нами не трепетное сверхлёгкое изделие, а скорее рабочий конь-тяжеловоз. Свободные концы из широкой ленты, с мощным железом в виде коннекторов и триммерных пряжек, упрятанных в довольно толстый неопрен. Стропы под стать концам — толстые и, естественно, в оплётке. Крыло радует глаз яркими расцветками довольно толстых и долговечных скайтексов. Лески в передней кромке не очень длинные, зато изрядно жёсткие и интересные по конфигурации: каждая леска имеет примерно равную длину по верхней и нижней поверхности крыла. Видимо, засчёт этого хитрым корейцам удалось обойтись совсем без майларовых усилений воздухозаборников (что более типично для облегчённой техники) — передняя кромка у Дуэта и без того получилась очень жёсткая и хорошо растянутая, обещая быстрое наполнение и лёгкий старт. Здоровенные заборники приятно скруглены — примерно как у некоторых эдвансовских Бибет — но форма крыла у Дуэта, несомненно, оригинальная. Удивило простое, но необычное решение для удаления мусора из последних секций «ушей» — усиленные рипстопом вырезы, которые сами себе клапана.

Старт. Слабо зависит от полётного веса (летал в диапазоне полётных весов примерно от 160 до 220 кг). В штиль и слабый ветер аппарат выходит великолепно — легко, но без резкости, очень чётко фиксируется в полётном положении. Получалось даже поднимать крыло только корпусом, вообще не прикасаясь руками к передним рядам. Для тандема это очень круто!

Управляемость. Пожалуй, самое положительное впечатление от крыла. В моём рейтинге тандемов по манёвренности этот аппарат сейчас занимает второе место с очень небольшим отрывом от Sup’Air Sora. Клеванты лёгкие, при полётном весе 160-180 кг управлять не тяжелее, чем одноместным крылом. Люфта почти нет, что удивительно для тандема, реакция на клеванты начинается с первых сантиметров хода. При этом полный ход клевант, как обычно и бывает у тандемов, очень большой.

На виражах аппарат не склонен сразу заваливаться в крен, он любит пологие спирали, но при этом на удивление быстро входит в вираж. Радиус вращения легко дозируется клевантами, при необходимости всегда можно довернуть чуть круче, а если работать руками резко — крыло может даже слегка провернуться относительно подвесок. Такое поведение более типично для одноместных крыльев, причём достаточно манёвренных даже по меркам одноместной техники.

Раскачать по крену Дуэта при желании вполне можно — но этим надо целенаправленно заниматься, сам он в крен не пойдёт, потому что очень хорошо задемпфирован. Но если правильно попросить аппарат — то он вполне может исполнять хорошие винговеры. Больше всего понравились винговеры при умеренном полётном весе (примерно до 180 кг) — клеванты ещё не слишком тяжёлые, а реакции аппарата на них очень хороши. С тяжёлым пассажиром (полётный вес 220 кг) Дуэт улетает в крен более охотно, но нагрузка на руках при этом уже не такая приятная.

Демпфирование по тангажу сильно впечатлило. Похоже, Дуэт — один из самых задепфированных среди известных мне тандемов. Это становится заметно уже на старте, когда аппарат буквально «зависает» над головой, не стремясь ни упасть вперёд, ни завалиться назад. В полёте раскачать Дуэт по тангажу тоже не так-то просто — он стоит на головой практически как влитой, и это приятно и пилоту, и пассажирам. При этом нельзя сказать, что Дуэт не чувствует окружающий воздух, который уже начал помаленьку просыпаться от зимней спячки. Очень информативны изменения нагрузки на клевантах. При входе в термические «пузыри» аппарат «глотает» их заборниками, чуть похрустывая тканью, едва заметно пошевеливаясь по тангажу и заметно меняя воздушную скорость. На точки подвеса информации тоже приходит достаточно много — но не настолько, чтобы аппарат пугал пассажира даже в бодрую погоду.

Посадка. Не имел проблем во всём опробованном диапазоне полётных весов. «Подушка» очень эффективная, даже тяжёлого пассажира в штиль можно «притереть» к земле с почти нулевой скоростью (хотя с непривычки у меня это не получилось — но это уже вопрос привыкания к крылу).

Выводы. В целом впечатление такое, что у ДаВинчи получился прекрасный тандем для коммерческой эксплуатации. Великолепный старт, отличная посадка, очень высокое демпфирование по тангажу — всё это очень востребовано именно при коммерческих полётах. Очень понравилось, как аппарат реагирует на клеванты — повторю, что в этом плане конкурентов Дуэту я практически не вижу. В целом Дуэт не похож на непонятное изделие неизвестной фирмы — наоборот, он воспринимается как серьёзный продукт, который доводили до ума достаточно долго и очень тщательно. Могу уверенно рекомендовать Дуэт именно как коммерческий тандем. Это не значит, что он плох для каких-то других сценариев использования — просто мне пока сложно оценить все аспекты поведения этого крыла. Но в целом — очень понравилось!

Плюсы

  • Отличный старт в слабый ветер, один из лучших среди известных мне тандемов
  • Отличное поведение на посадке
  • Великолепная манёвренность

Минусы

  • Не найдено

Благодарю Рината Сабитова и DaVinci Gliders за предоставление параплана на тесты.

Фото: И.Тарасова, А.Тарасов.

 

comments powered by HyperComments
Производитель Davinci
Сертификация EN B
Класс тандем
Информация на сайте производителя dv-gliders.com
Информация на сайте дилера altair-aero.ru
Технические характеристики
размер 41
площадь, м2 41,1
удлинение 5,4
удлинение проекц. 3,94
число секций 54
число закрытых секций 10
высота стропления, м 8,99
схема стропления A2A'1B4C3D2
масса крыла, кг 6,7
полётный вес, кг 120-212
ткань Skytex 38, Skytex 32, Myungjin Tex
стропы Edelrid, Liros
Условия тестирования
место полётов Елькино
полётный вес 160-220 кг
Результаты
качество изготовления
8/10
долговечность материалов
9/10
работа с крылом на земле
10/10
старт
10/10
управляемость клевантами
9/10
точность управления
9/10
информативность скорости
8/10
информативность клевант
8/10
информативность концов
8/10
демпфирование по тангажу
9/10
демпфирование по крену
8/10
посадка
9/10
Средняя оценка
8.75
1