Advance Epsilon 8: новое прочтение классики

Ты любишь летать, но бизнес отнимает всё больше времени. Твой график на следующий год отводит на парапланы всего несколько дней, а на дальней полке гаража с личным Бентли — лишь старый компет, оставшийся с тех времён, когда ты соревновался и побеждал в воздухе, а не в бизнесе. Нужно срочно подобрать крыло, которое не подведёт, не уронит, доставит удовольствие. Краем уха ты слышал что-то про крутой Озон, про экстремальную* Нову, про какие-то ПарААвисы и Скай Кантри. Но разбираться во всём этом уже нет времени. Что делать? Бери Эдванс!

Конструкция



Эдванс, как всегда, узнаваем и верен традициям. Рюкзак — вах! Тканевый пакет для крыла — вау! Всё очень сильно, строго актуально и соответствует новейшим трендам. Это касается даже шрифтов, которыми нанесены разные хитрые надписи вроде SPI, Comfortpack и проч., и проч. Фирменный акселератор, входящий в комплект поставки — из карбона! Концертины в комплекте, впрочем, не нашлось. А она нужна, потому что передняя кромка нашего подопытного щедро нафарширована лесками. Прокольчик, господа производители-дистрибьюторы!

Посмотрим, впрочем, на крыло. Тут есть на что посмотреть! Обновлённый фирменный стиль элегантен, строг и современен. Выкладываешь Эпсилон на травку юцкого старта — и все сразу понимают, что ты солидный, респектабельный джентльмен, а не какая-нибудь голь перекатная. Эксклюзивное сочетание фиолетового с зелёным и белым, уникальное нанесение символов серебристой краской прямо на ткань... Ээээ, о чём мы там? Ах да, тест-драйв. Форма крыла — ожидаемо нейтральная, без особенностей (если не считать фирменных эдвансовских «ушек»). Довольно большие, благородно скруглённые заборники. Небольшое удлинение, умеренная арочность, никаких эксцессов. Зато внутренняя структура крыла довольно сложна и вполне оригинальна. Присутствует некая перегородка вдоль размаха а-ля свинговский RAST (возможно, для затруднения перетекания воздуха вдоль хорды при сложениях). Вместо косых нервюр — более лёгкие, но и более сложные в производстве веерные косынки (так называют эти детали в ПарААвисе). Естественно, присутствуют лески в передней кромке, и даже проглядывает в их формах некий намёк на шарк-ноуз. Стропление — тоже в тренде. Толстые, надёжные стропы нижних ярусов — и достаточно тонкая безоплётка ближе к крылу.



И, наконец, концы. О да! Это настоящее произведение парапланерного искусства. Узкая основная лента — но широкие силовые петли. Мягкая скользкая дайнима и подшипниковые блочки Ronstan в проводке акселератора. Простые, но достаточно большие и удобные ручки клевант на каких-то хитрых, немножко не как у всех, магнитах. Пометки системы SPI (указывающей рекомендованный ход акселератора в зависимости от ветра и вертикальных потоков) на задних рядах. Правая силовая петля помечена тонкой синей тесьмой, левая — пунктирной красной. В целом — вещь!

Старт, работа с крылом на земле



Прекрасно. Подъём крыла мягкий, несколько неторопливый, но без тенденций к недовыводу или, наоборот, обгону. И это остаётся так даже при старте со склона в термичную погоду, когда ветер «гуляет» в пределах от почти нуля до 6-7 м/с.

Полёт



Да, это Эдванс! Тот самый Эдванс, который создаёт фирменное чувство надёжности и комфорта. Этого добра у нашего подопытного хватает с избытком. Вместе с парой Skywalk Chili3 крутим непростой неровный поток. Соседний Чили бодро ходит по тангажу, взмывает, проваливается, помахивает «ушами»... А мне остаётся только удивляться такому поведению соседнего крыла — потому что Эпсилон крутит тот же поток, не совершая лишних движений. Причём крутит достаточно плотно и точно.

Летучесть. Нормальная для «послешкольника» 2016 года выпуска, не больше и не меньше. На переходах неоднократно сравнивал Эпсилон8 с несколькими экземплярами Skywalk Chili3 (это аппарат на пол-класса выше, но более старый) — «перцы» всё время уходили вперёд и вверх, причём особенно заметно это было в полёте на акселераторах. Прирост скорости измерить оказалось сложновато — Epsilon 8, как выяснилось, склонен к длительным колебаниям воздушной скорости, которые без приборов почти незаметны, но сильно усложняют замер, заставляют усреднять результаты на протяжении десятков секунд, а то и минут. Более-менее уверенно могу назвать только разность между максимальной и балансировочной скоростями — примерно 10-12 км/ч. Скорость снижения — вполне достойная для «послешкольного» крыла, но опять-таки без чудес — набиравшие рядом Chili3 уходили вверх несколько быстрее.

Управляемость. Правильно подобранная и верно настроенная для «послешкольного» крыла. С одной стороны, Эпсилон не назовёшь острым в реакциях — он вполне прощает грубые управляющие движения, склонен игнорировать их. С другой стороны, при желании и умении вполне можно заставить Эпсилон выполнить винговер с креном 90 градусов за пару движений. Фокус в том, что клеванты становятся достаточно чуткими и эффективными только на достаточно больших ходах рук. Нечаянно загнать Эпсилон в какой-нибудь дурной манёвр из-за этого не получается, но если целенаправленно работать руками с достаточно большой амплитудой, то аппарат становится способен на достаточно динамичные и мощные движения по крену и в меньшей степени — по тангажу. При работе в термиках нагруза на внутреннюю руку близка к некомфортной, но всё же не переходит границу разумного. Как и более старые Эвансы, Epsilon8 очень точен в реакциях на управление, великолепно «держит» термическую спираль и уверенно «идёт за рукой» при небольших дачах и приотпусканиях одной клеванты. Реакция на вес — примерно такая же: очень спокойная при небольших перекосах корпуса, чёткая и приятная при более амплитудной работе подвеской. А вот управление задними рядами в полёте на акселераторе у Эпсилона явно доводили до ума по остаточному принципу. Эффективность задних рядов невелика, подруливать можно, но не более. Впрочем, Эпсилон, похоже, не создавался для длительных полётов на сильно выжатом акселераторе.

Комфорт и информативность. Комфорт всегда был неотъемлемой и очень важной чертой характера всех Эдвансов, и новый Эпсилон, к счастью, не стал исключением. Ощущение надёжности и безопасности возникает практически мгновенно, и это вполне честное ощущение, которому можно доверять. Эпсилон сильно задемпфирован по тангажу, а если болтанке или пилоту всё-таки удаётся спровоцировать крыло на заметный клевок — то ткань передней кромки слегка разгружается, но лески в передней кромке моментально принимают нагрузку, уберегая аппарат от сложения. На акселераторе ситуация заметно не меняется. Можно смело использовать полные хода акселератора даже в достаточно бодрую погоду, вероятность сложения при этом остаётся очень небольшой. По крену Эпсилон двигается несколько более охотно, но всё равно остаётся очень задемпфированным крылом. А что у нас с информативностью?.. Как и у многих хороших «послешкольных» крыльев, у Эпсилона очень выражены изменения воздушной скорости и существенно менее информативны нагрузки на клевантах. Аппарат мягко «вползает» в термические пузыри и столь же мягко «скатывается» с них, не нервируя своего пилота, но передавая достаточно информации. Изменения нагрузки на подвеску — на среднем для «послешкольников» уровне.

Динамика и энергоёмкость. Нормально. То-есть вполне достаточно для изучения винговеров, крутых спиралей и переразгонов — но не более того. Способ, которым достигнуто такое поведение крыла — классический: взаимопереходы скорости и высоты происходят достаточно мощно, но очень неторопливо (самое время вспомнить про огромные периоды колебаний скорости — физика здесь та же). В умелых руках Эпсилон умеет исполнять практически любые фигуры, связанные с накоплением и отдачей энергии — но пилот должен чётко понимать, чего он хочет, и пилотировать достаточно настойчиво. А неумелые пилотские руки если и смогут довести Эпсилон до каких-то серьёзных проблем — то опять-таки при наличии упорства и настойчивости, никак иначе.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Отлично! А также классично и беспроблемно. Сложить Эпсилон физически не слишком трудно (несмотря на впечатляющую стойкость к неспровоцированным, «боевым» сложениям!), но сложение упорно не хочет развиваться больше чем на 55-60% размаха и 25-30% хорды. Выход — быстрый, с довольно энергичным косым клевком, но характер раскрытия правильный (волной от центроплана к «уху»), а углы косого клевка и курсового отклонения с большим запасом укладываются в жёсткие требования EN B. Во многих попытках сложения не наблюдал косых клевков больше 45 градусов, а по курсу Эпсилон «уходил» от силы градусов на 90, да и то редко. Потеря высоты тоже несерьёзная — метров 10 или меньше.

Асимметричное сложение на максимальной скорости

Отлично, причём с интересными особенностями. Можно вообще не отпускать акселератор! Аппарат всё равно восстановит форму, правда, в таком случае это произойдёт достаточно резко, с ударом по стропам, характерным для каких-нибудь двухрядок. Если же честно отпустить акселератор в момент начала сложения, то раскрытие происходит много мягче. Косые клевки и курсовое отклонение — примерно такие же, как при сложении без акселератора!

Фронтальное сложение

Отлично, с особенностями. Если вызывать «фронталку», равномерно нагружая все стропы A-рядов, то Эпсилон исполняет нечто, больше похожее на «бабочку», чем на классическое фронтальное сложение. Центроплан складывается первым и спразу улетает назад, утаскивая за собой частично работающе «уши». Несмотря на несколько устрашающий внешний вид, раскрывается такое сложение прекрасно — быстро, но не резко, с очень небольшим клевком (градусов 30) и быстрым набором скорости. Потеря высоты — чуть выше среднего, метров 10-15.

Подсрыв из термической спирали

Выполняется с трудом ввиду нарастания нагрузки на внутреннюю руку до некомфортной и выраженной тенденции крыла к уходу в крутую спираль. Падение нагрузки на внутреннюю руку, впрочем, выражено не очень ярко. Оценка — отлично с минусом.

Режимы быстрого спуска

«Уши»

Пожалуй, лучшие «уши», какие я когда-либо наблюдал и выполнял на разных парапланах. Складываются с умеренным, приятным усилием, надёжно фиксируются в сложенном положении, совершенно не склонны к флаттерам и прочим видам неустойчивости. При отпускании рук — раскрываются самостоятельно, плавно, не требуя от пилота никаких действий. Скорость снижения — не особенно большая, примерно −2,5 м/с, но зато какой комфорт! Пять баллов!

«Уши» плюс акселератор

Ничем не хуже «ушей» без акселератора. Скорость снижения — около −3 м/с.

Крутая управляемая спираль

Далеко за снижение −10 не заходил, помня о специфике подвесок-коконов. При снижении около −10 м/с аппарат ведёт себя очень комфортно, признаков спиральной нейтральности не заметил. Выход несколько замедленный, желательно не форсировать выход, растянуть его на полтора-два оборота.

Выводы

Как и положено Настоящей Европейской Фирме, Эдванс верен себе и гордо несёт свой флаг сквозь годы и технические революции. И если бы мне доверили что-нибудь нарисовать на этом флаге — то я бы написал на нём огроменными буквами всего два слова: КОМФОРТ и НАДЁЖНОСТЬ. Именно за это ценят Эдвансы искушённые европейцы, именно за это берут Эдвансы и в России. Не стоит ждать от Эдванса супер-летучести (для этого есть Nova) или ультра-манёвренности (для этого есть Skywalk). Но зато Эдванс устанавливает стандарты по части комфорта и общей дружественности крыла к пилоту. Причём в наше карбон-кевларово-нитиноловое время Эдванс умудряется устанавливать эти стандарты ничуть не хуже, чем лет 20 назад. Впрочем, у Эпсилона есть в этой специфичной рыночной нише как минимум один очень серьёзный конкурент: Sky Country DiSCovery5. Но, понятное дело, Эдванс задавливает менее именитого конкурента своим мощнейшим брэндом. И если хочется ощутить себя владельцем настоящей парапланерной иномарки, которая пройдёт везде, радуя своего счастливого владельца фирменным спокойствием и уверенностью — то Эпсилон 8, безусловно, будет идеальным выбором. Понятное дело, столь покладистый нрав больше уместен в горах, чем на равнине, где можно без зазрения совести эксплуатировать что-нибудь «погорячей»; впрочем, Эпсилон достаточно летуч и вёрток и для несложных маршрутов над равниной. Минимальный потребный налёт — часов 5, не больше!

Плюсы

  • Фирменный характер, очень спокойный и комфортный
  • Прекрасное поведение на «ушах»

Минусы

  • Не найдено

Особенности

  • Асимметричные сложения на акселераторе раскрываются без отпускания акселератора
Благодарю:
  • Николая Брагина и Дмитрия Броновца — за предоставление крыла на тесты
  • Сергея Гапанько, Максима Зубарева, Юрия и Ирину Шингарёвых — за помощь в доставке крыла
  • Наталью и Романа Савельевых — за помощь в организации тест-драйва
Фото: И. Тарасова, А. Тарасов

*Прилагательное "экстремальный" в несколько большей степени относится к лётным характеристикам техники фирмы Nova, чем к прочим характеристиками техники этой фирмы.

comments powered by HyperComments
Производитель Advance
Сертификация EN B
Информация на сайте производителя advance.ch
Информация на сайте дилера
Класс Basic intermediate
Год разработки 2016
Технические характеристики
размер 27
площадь, м2 27,0
удлинение 5,15
удлинение проекц. 3,6
число секций 45
высота стропления, м 7,36
схема стропления A2A'1B3C4
масса крыла, кг 5,0
полётный вес, кг 80-105
материалы Skytex 38/40 g/m2, Liros DFL, Liros DSL, Edelrid A
Условия тестирования
места полётов Юца
подвесные системы Woody Valley X-Alps GTO
полётный вес 100 кг
Результаты
качество изготовления
10/10
долговечность материалов
9/10
работа с крылом на земле
10/10
старт
10/10
Vtrim
8/10
Vmax
7/10
качество @Vtrim
8/10
качество @Vmax
8/10
Vymin
8/10
Vymin в спирали
8/10
управляемость клевантами
8/10
управляемость весом
8/10
точность управления
9/10
контроль курса в болтанку
8/10
информативность скорости
7/10
информативность клевант
6/10
информативность концов
7/10
комфорт в болтанку
10/10
стойкость к сложениям @Vtrim
9/10
стойкость к сложениям @Vmax
9/10
асимметричное сложение
9/10
фронтальное сложение
9/10
подсрыв
8/10
крутая спираль
9/10
уши
10/10
уши+акселератор
10/10
Средняя оценка
8.54
1