Skywalk Join't3: тройной кайф

Skywalk знаменит прежде всего своими одноместными крыльями среднего и спортивного класса. Chili3 (EN B) и Cayenne4 (EN C) уже хорошо знакомы нашим читателям — а вот как у Скайвока обстоят дела по части тандемов?..

Конструкция

Нормальный такой, добротный современный тандем. Конструкцию крыла можно описать словом «нейтральная» — приятная форма, никаких особенностей, удлинение и число секций разумные для тандема. Раскраска — слегка эстетская. Естественно, присутствуют лески, ставшие стандартом де-факто. Стропы, как и положено тандему, толстые — за великой летучестью в этом классе техники никто не гонится, а вот прочность и долговечность для тандема (особенно коммерческого) ох как важны. Свободные концы соответствуют философии Джойнта — без изысков, зато добротно, качественно, надёжно и приятно. Хотя как раз у концов есть своя изюминка: минус-триммера оснащены здоровенными пластиковыми шарами, чтобы удобней было отпускать и зажимать.

Старт

Вкупе с посадкой — пожалуй, главная характеристика любого тандема. И Джойнт не подвёл. Хотя объективности ради надо заметить, что старт у этого тандема не лишён своеобразия. Лично мне всегда хочется при старте в тандеме по максимуму работать передними рядами — ведь уверенности в том, что пассажир будет качественно бежать и нагружать крыло, нет и быть не может. В случае со стартом с лебёдки ситуация если и улучшается, то ненамного. Но передавить A-ряды и сломать Джойнту переднюю кромку оказалось на удивление легко (это касается только старта!). Зато если поверить в аппарат и, умеренно нагружая A-ряды, спокойно и без лишних усилий начать движение вперёд, всё получается просто на ура. Подъём происходит неторопливо, плавно, надёжно, очень предсказуемо и контролируемо. Никаких «завалов» и «выстреливаний» — только точный и спокойный выход крыла в положение строго над головой пилота. Тандемщикам с накачанными руками придётся внимательно контролировать усилия на руках, а вот менее физически мощным тандемщикам (и тандемщицам ;) ) такой старт будет в самый раз.

Полёт

Летучесть. А так ли она важна?.. «Пробиваться» против ветра да парить в термиках — вот что должен уметь любой тандем. А тандемы для маршрутных полётов — это отдельная песня. Впрочем, Джойнт летает очень даже хорошо, упрекнуть его не в чем. А в рамках тест-драйва тандема наиболее интересны скорость снижения и эффективность минус-триммеров. Термический вираж у Джойнта вполне эффективный, при сужении радиуса аппарат вполне способен крутить без сильного нарастания снижения. Скорость снижения, естественно, зависит от массы пассажира, но в целом Джойнт парит как минимум не хуже других известных мне тандемов. Скорее всего — даже лучше! Эффективность минус-триммеров — на среднем уровне: аппарат, безусловно, ускоряется, но ожидать от Джойнта каких-то чудес в плане максимальной горизонтальной скорости я бы не стал. Нормально, и точка.

Манёвренность. Вот с ней у Джойнта всё интересно. Запредельной остроты реакций нет (да она и не нужна), зато есть высокая точность отклика на работу руками, что для тандема несколько непривычно. Впрочем, вираж Джойнта — это очень «скайвоковский» вираж. Его легко дозировать, и во всём доступном пилоту диапазоне ходов клевант сохраняется плавное и комфортное нарастание чувствительности крыла к ходу рук. Сложные переходные процессы отсутствуют принципиально — крыло просто идёт за рукой, и всё тут. Необычное для тандема сочетание спокойных реакций и точности дошло до меня не с первого полёта, но уж когда дошло — сразу понял, почему Джойнт так понравился штатным тандем-мастерам парадрома Каменка. При полёте в тандеме очень важно чувствовать постоянный контроль над ситуацией — а вираж Джойнта как раз и даёт это чувство. Попарить в термиках, к сожалению, не удалось — но имитация термической спирали порадовала ничуть не меньше, чем обычные виражи. На пониженной скорости Джойнт сохраняет спокойную точность реакций и быстрый отклик на работу клевантами. Рискну предположить, что в плане работы в потоках Джойнт3 — один из самых простых и понятных тандемов, известных мне. Достаточно спокойная реация Джойнта на работу руками не должна смущать любителей спиралей и винговеров — Джойнт3 прекрасно их выполняет, надо только правильно попросить. Спокойный характер Джойнта не терпит излине грубого и резкого управления — оно попросту ничего не даст. Но если почувствовать спокойный ритм движений Джойнта и начать действовать в фазу с ним — то результат будет великолепный. Винговеры контролируются отлично, и с 3-4 движений можно выйти на крен 90 градусов, если не больше. Впрочем, тут многое зависит от массы пассажира — слабо нагруженный Джойнт имеет менее нагруженные клеванты, что упрощает пилотирование, но даёт менее динамичные манёвры. С тяжёлым пассажиром можно не стесняться возросшей нагрузки на руки — и тогда энергичный винговер становится достижим уже с 2-3 движений. Умеренная потеря скорости на винговере приводит к «предупредительному» провисанию передней кромки — до сложения дело не доходит, спасают лески в передней кромке, а понять свою ошибку благодаря такому «звоночку» сможет даже неопытный тандем-пилот. С крутой спиралью дело обстоит примерно так же. Не надо рассчитывать на быстрой вход в режим — зато контроль над аппаратом получается великолепный. Спокойный характер Джойнта вполне допускает брутальный выход из спирали за один оборот — возникающий при этом клевок не приводит к сложению.

Комфорт и информативность. Комфорт у Джойнта — на высоте. На болтанку аппарат реагирует примерно так же, как и на управление — спокойно и потому приятно. Плавные, растянутые по времени движения крыла несут в себе достаточно информации, чтобы уверенно находить и центровать потоки. Информативность Джойнта более-менее одинакова по всем доступным каналам — имею в виду тангаж, изменения воздушной скорости и нагрузку на руки. При входе в ядро аппарат деликатно «вспухает», плавно уходя назад и слегка теряя скорость. Так же плавно и деликатно меняется нагрузка на клевантах. Выпадение из ядра сопровождается не менее плавным разгонным клевком небольшой амплитуды. Сильной и даже умеренной болтанки в процессе тест-драйва застать в воздухе не удалось, поэтому могу только предположить, что и в сильных условиях Джойнт, вероятно, сохранит комфортное поведение.

Динамика и энергоёмкость. Старый, проверенный подход: если аппарат в состоянии запасать много энергии, то пусть лучше это происходит плавно. Энергоёмкость нашего подопытного явно выше среднего для тандемов, но уже неоднократно упомянутый спокойный характер позволяет «размазывать» изменения скорости и высоты во времени и пространстве, сглаживать их. Наиболее показательны в этом плане винговеры и крутые спирали. Уже писал, что всё делается на ура, надо только действовать спокойно, не форсировать режимы. Для пугливых пассажиров — самое оно: можно потихоньку, осторожно наращивать скорости и углы, внимательно наблюдая реацию пассажира, и при необходимости так же плавно и аккуратно вернуться в нормальный полёт.

Посадка. Несколько повышенная энергоёмкость Джойнта заставляет ожидать трудностей с уменьшением скоростей до минимума перед касанием земли — но, к счастью, для Джойнта это не проблема. Выручает высокая эффективность клевант вблизи срыва. Пробы рад пару раз садился с подматыванием клевант на высоте менее 2 метров — в этом случае полным ходом рук аппарат удаётся сорвать, а путевая и вертикальная скорости даже в штиль получаются очень небольшие. Заход на поджатых клевантах у Джойнта получается убедительно — хороший метод упростить предпосадочное маневрирование при заходе на ограниченные площадки — но посадочная «подушка» при таком стиле захода будет менее эффективна. При лёгком переразгоне вблизи земли и последующем энергичном торможении пассажир с высокой вероятностью сможет устоять на ногах — что получается не со всяким тандемом.

Выводы

Рассматривать тандемы всегда следует через призму их способа применения. «Коммерческие» тандемы должны прежде всего безупречно стартовать и садиться. Тандемы для эпизодического катания друзей и знакомых — не предъявлять слишком строгих требований к технике пилотирования. «Спортивно-маршрутные» тандемы — экзотика, конечно — должны иметь летучесть, достаточную для маршрутных полётов. А для чего лучше всего подходит Джойнт3? Старт — на хорошо с плюсом. Посадка — отличная. Спокойный, нетребовательный к пилоту. Да ещё и летает вполне прилично. Короче, этакий «универсальный солдат», тандем широкого спектра применения без явных слабых мест. Да ещё и очень приятный к тому же. Явных недостатков у подопытного выявить не удалось, а достоинства нашего фигуранта достаточно очевидны даже для пилота, слабо искушённого в сравнении тандемов.

Плюсы

  • Отличная посадка
  • Относительно слабая зависимость поведения от полётного веса

Минусы

  • Не найдено

Особенности

  • При старте легко ломает переднюю кромку при избыточном нагружении A-рядов

Благодарю Сергея Шеленкова за предоставление параплана на тесты, а также за помощь в организации тест-драйва.

Фото: А.Тарасов

comments powered by HyperComments
Производитель Skywalk
Сертификация EN B
Класс тандем
Год разработки 2013
Информация на сайте производителя skywalk.info
Информация на сайте дилера shelenkov.ru
Технические характеристики
размер M
площадь, м2 41,2
удлинение 5,37
удлинение проекц. 3,91
число секций 49
высота стропления, м 8,71
длина строп, м 482
схема стропления A1A'1B4C3D2
масса крыла, кг 7,6
полётный вес, кг 130-225
ткань NewSkytex S9017-E25A 38 g/m², Dokdo 20 DMF 35 g/m²
стропление Liros PPSL/NTSL/TSL
Условия тестирования
места полётов Каменка
Результаты
качество изготовления
10/10
долговечность материалов
8/10
работа с крылом на земле
8/10
старт
8/10
Vtrim
8/10
Vmax
8/10
качество @Vtrim
9/10
качество @Vmax
9/10
Vymin
9/10
Vymin в спирали
9/10
управляемость клевантами
8/10
точность управления
9/10
контроль курса в болтанку
8/10
информативность скорости
8/10
информативность клевант
8/10
комфорт в болтанку
9/10
стойкость к сложениям @Vtrim
9/10
стойкость к сложениям @Vmax
9/10
Средняя оценка
8.56
1