testfly // UP Meru: новые горизонты двухрядности

UP Meru: новые горизонты двухрядности

Отрадно наблюдать оживление конкуренции в сегменте двухрядных EN D. Тем более отрадно, что в эту игру включается такая именитая фирма, как UP.

Конструкция

Ничего такого, чего не ожидаешь от UP. Ну, почти. Вместе со стандартной концертиной и обитающим в ней тестовым Meru получил от Даши уже знакомый по озоновским двухрядкам картонный тубус, ограничивающий минимальный радиус сгиба концертины при хранении, а также категорическое пожелание сгибать концертину как можно реже, а при упаковке в рюкзак — обёртывать её вокруг подвески. Сама концертина оказалась ожидаемо жёсткой: не иначе как из-за длиннющих лесок внутри!

Так оно и оказалось. Лески у Meru примерно такие же, как у недавно опробованного мной Икс-Корда от ДаВинчи — длиной процентов в 90 хорды. А в остальном аппарат, что вытащенный из концертины дома, что разложенный на зелёной весенней травке, оказался до удивления похож на X-Race от той же UP. Та же фирменная форма с изящно загнутыми вверх широкими ушками, то же великолепное качество изготовления. Разве что секций оказалось ожидаемо побольше, да концы «потеряли» один ряд строп, попутно обзаведясь здоровенными красными шарами на задних рядах — намёк на то, что подруливать ими на акселераторе теперь не просто можно, но и нужно.

При более внимательном рассмотрении, естественно, вылезло больше отличий от X-Race. Другая внутренняя структура — а как иначе, если аппарат потерял целый ряд строп? Другое стропление из предвытянутой (pre-stretched) дайнимы в ослепительно-красной «противоультрафиолетовой» раскраске. Есть и более мелкие отличия — но в целом Meru всё равно выглядит как старший брат Икс-Рейса. И это, пожалуй, хорошо — потому что родство формы предполагает родство характеров, а Икс-Рейс в этом отношении зело хорош. Итак, пора опробовать изделие в деле...

Старт, работа с крылом на земле

Пожалуй, Meru — одна из самых простых «двухрядок», когда речь заходит о старте. Проще Meru стартует, пожалуй, разве что Niviuk Peak 3 — но это крыло де-факто на пол-класса ниже, без столь высоких соревновательных амбиций. Наличие у Meru длинных лесок, конечно, ощущается — аппарат склонен выворачивать заднюю кромку, которая при этом блокирует заборники и затрудняет наполнение крыла. В сильный ветер подготовка Meru к старту, как и у других серьёзных двухрядок, превращается в не очень простую задачу — надо как-то раскрыть аппарат во весь размах, но при этом избежать «выверта» задней кромки. Но если это получилось — то дальше всё становится очень просто, примерно как у длинных трёхрядных аппаратов. В начале подъёма крылу желательно дать выраженнный начальный импульс корпусом и чуть сопроводить начало подъёма небольшим подтягиванием передних рядов — и Meru достаточно плавно и спокойно выйдет в полётное положение. В отличие от недавно опробованно Икс-Корда от ДаВинчи, Meru склонен чуть перелетать пилота — но этот эффект выражен достаточно слабо, и уж точно он намного слабее, чем у легендарного Ozone Zeno. Meru склонен даже прощать небольшие ошибки в процессе вывода крыла, что для амбициозной двухрядки просто удивительно. Стоять с крылом, поднятым над головой, несложно — аппарат мало двигается по крену и тангажу, требуя лишь небольшого подруливания. При желании-умении можно даже поиграть в касание «ухом» земли — несмотря на длинные лески, Meru на удивление легко выполняет этот номер и столь же легко выходит обратно в полётное положение через крен. При всей моей любви к Нивиукам вынужден констатировать, что аналогичного класса Айспики (конкретно Icepeak 6 и Icepeak 7 Pro) ведут себя на старте несколько сложнее; что же касается Ozone Zeno — на старте он принципиально, качественно более сложен и требователен к пилоту, чем Meru.

Полёт

Первое впечатление от крыла — всегда самое яркое. И если попробовать предельно кратко выразить моё первое впечатление от Meru, то для этого достаточно одного слова: приятно! Для своего уровня амбиций и летучести этот аппарат удивительно прост, и первые эмоции от общения с Meru — это в основном радостное удивление тому, насколько мало этот аппарат просит от пилота за то, что он ему даёт. По мере дальнейшего знакомства с крылом эти первые эмоции постепенно удаётся «разложить по полочкам», и получится примерно вот что.

Манёвренность. Однозначно самое сильное и, пожалуй, самое приятное впечатление от Meru! После корявого, трудного озоновского виража и даже после приятных энергичных виражей от творений Нивиука вираж Meru воспринимается как глоток свежего воздуха. По поведению на вираже, по реакциям на клеванты и работу корпусом Meru мало чем отличается от вёртких, но длинных трёхрядок вроде своего «младшего брата» Trango X-Race. Клеванты практически не люфтят, реакция на них — очень чёткая, быстрая, понятная. Одним словом, «трёхрядная». А острота этой реакции такова, что первые же пробные винговеры незаметно для меня превратились в косые петли с креном градусов в 120. Реакция на работу корпусом — такая же: быстрая, чёткая, классическая. Естественно, большое удлинение порождает выраженные переходные процессы, но крыло «проскакивает» их очень быстро, не отвлекая пилота от главного: создания и поддержания нужного крена, нужного радиуса, нужной интенсивности вращения. Влётываться в Meru мне практически не пришлось: пара-тройка термиков — и мы с аппаратом уже прекрасно поняли друг друга. Великолепный вираж в сочетании с летучестью, достойной Кубка Мира, позволяет несколько наглеть и при парении в группе буквально «прорезать» себе путь наверх, обходя медленно и задумчиво пооовооорааачивааающие интермедиаты и перформансы короткими энергичными виражами.

Пара слов для фанатов Trango XC3 и X-Race, которые, как известно, почти не управлялись задними рядами в полёте на акселераторе. Ликуйте! У Meru такой проблемы нет в принципе. Не зря UP налепили на задние ряды здоровенные и очень яркие шары! После озоновских и да-винчевских деревянных ручек пользоваться шарами было чуть-чуть непривычно, зато эффективность работы задними рядами порадовала ничуть не меньше, чем эффективность более традиционных органов управления. Работает, да ещё как! Причём и с информативностью задних рядов у Meru тоже всё прекрасно. Впрочем, об информативности надо писать отдельно...

Информативность. Применительно к двухрядкам уместнее обсуждать «язык», на котором «говорит» крыло. Язык Meru — это настоящее парапланерное эсперанто: выучивается за пару часов, и даже если ты совсем его не знаешь и не хочешь учить — всё равно общий смысл доходить будет. Пожалуй, со времён Niviuk Icepeak 6 мне не встречалось более простой и понятной двухрядки! Хотя старичок Айспик Шестой, пожалуй, даже и уступает Meru в простоте и понятности. По большому счёту, Meru отличается от длинных трёхрядок только более мощными и яркими реакциями на поведение воздуха. Плавное ускорение на дальней периферии потока, энергичное «запрыгивание» в ядро, изменения нагрузок на клевантах и свободных концах — во всём этом Meru очень близок к трёхрядным крыльям. А если пересаживаться на Meru с Trango XC3 или Trango X-Race — то такой переход будет, пожалуй, наиболее простым способом приобщиться к миру двухрядок. Очень порадовала однотипность реакций Meru: смысл реакций крыла не меняется в разных ситуациях, одинаковые реакции всегда означают одно и то же и требуют от пилота одних и тех же действий. У Ozone Zeno есть с этим определённые проблемы: смысл однотипных реакций меняется в разных ситуациях, и потому интерпретировать «язык» этого крыла несколько сложнее.

Впрочем, есть у Meru и свои особенности, связанные как раз с информативностью и особенно комфортом. Поведение Meru — в частности, реакции на турбулентность — сильно зависит от удельной нагрузки. В самом начале тестирования я перегружал Meru килограмма на 3, и в таком варианте Meru показался мне несколько резковат. В сильную погоду аппарат был склонен к резким «выпадам», «стрелял ушами» в ответ на болтанку, и это было не очень приятно даже в сравнении с Zeno. При снижении полётного веса всего на пару кг этот неприятный эффект ушёл, но поведение Meru в целом осталось довольно динамичным. Думаю, что при снижении полётного веса ещё на 5-7 кг аппарат заметно успокоится, и тогда по комфорту Meru, скорее всего, окажется сравним с тем же Икс-Кордом.

Комфорт. Ещё раз повторюсь — сильно зависит от загрузки. Производитель рекомендует находиться примерно в верхней трети весовой вилки, и по моим ощущениям это очень разумная рекомендация. Нагружать Meru сильнее и тем более перегружать нет никакого смысла — управляемость и информативность у этого крыла великолепные, а вот комфорт при сильной загрузке начинает заметно страдать. Но даже при лёгком перегрузе аппарат остаётся вполне конкурентным по комфорту в своём классе.

Динамика и энергоёмкость. Как ни странно, без экстрима — даже в случае высокой удельной нагрузки. То-есть много и динамики, и энергоёмкости — но и то, и другое скорее помогает летать, чем мешает. Отчасти такое интересное впечатление связано с простым «языком», на котором «разговаривает» Meru. Винговеры хотя и уходят за 90 градусов крена с первого же движения, но контролировать их не слишком сложно. В крутой спирали аппарат тоже склонен очень быстро накапливать впечатляющую скорость, но и в этом случае ситуацию относительно легко удержать под контролем. Предпосадочный свуп, особенно с большой удельной нагрузкой, получается покруче, чем у Zeno — в штиль Meru способен пролететь метров 100 на одном только запасе накопленной скорости.

Летучесть. Оставил эту главу тест-драйва напоследок, так она в нашем случае самая трепетная. И, пожалуй, самая неоднозначная.

Начну со скорости снижения. При высокой удельной нагрузке Meru демонстрирует приличную «всплываемость» — где-то на уровне Zeno. В слабую и непонятную погоду удавалось без большого напряжения удерживаться в потоках, которые «не держали» технику более низких классов, и даже неплохо конкурировать с умеренно нагруженным Икс-Кордом. А вот в сильную погоду с рваными термиками Meru не показался мне каким-то особенно «парючим» — гоняться в потоках за Икс-Кордом стало заметно труднее, даже несмотря на великолепную управляемость Meru. В целом — ну, нормально для очень амбициозного двухрядного EN D, но не более того.

А теперь — самое интересное. Глайд на высоких скоростях и сравнение с удачно оказавшимся рядом Икс-Кордом под управлением многоопытного Александра Кучирова. К сожалению, довольно бурная погода не позволила погоняться на полных ходах акселераторов — максимум выжимали примерно процентов 50-60. На «балансе» оба аппарата показали скорость и глайд, одинаковые с практической точки зрения. А вот на первых ступенях акселератора Икс-Корд начал медленно, но верно выигрывать в глайде. Разница была невелика, но достаточна, чтобы её можно было уверенно выделить. Вполне вероятно, что разница в летучести может быть объяснена разницей в размерах (Икс-Корд был на один размер больше) и подвесках (у меня был менее «хвостатый» Woody Valley X-Alps GTO, у Кучирова — более «хвостатый» Nearbirds Genesis). Впрочем, даже и такой результат можно считать очень достойным, потому что Икс-Корд — первый известный мне достойный конкурент Zeno, а Meru если и проигрывает Икс-Корду, то совсем чуть-чуть.

Воздушная скорость. Стараюсь измерять её в «попугаях» под названием IAS, чтобы как можно меньше зависеть от условий, в которых проводится тестирование. Примерно до 50-60% хода акселератора никаких чудес — скорости с хорошей точностью такие же, как у Икс-Корда или Zeno. Впрочем, я загружал аппарат «до упора», так что при загрузке ближе к середине вилки следует ожидать падения скоростей примерно на 1-2 км/ч. На полном ходу акселератора скорость померить пока не удалось.

Режимы быстрого спуска

Крутая спираль

Хорошо. Не отлично, потому что слишком хорошо. Аппарат «раскручивается» буквально с пол-оборота, а при снижении около −10 м/с (которые набираются за те же пол-оборота, максимум за оборот) пилота уже поджидает спиральная нейтральность. Короче, крутить надо очень аккуратно. Но примерно до −10 спиралью вполне можно пользоваться как методом быстрого спуска.

Выводы

Итак, получился у UP «Зено-киллер» или не получился?.. Думаю, что этот вопрос, как ни странно, не имеет однозначного ответа. Более того, он не вполне корректен. Потому что Meru имеет собственную философию, собственный характер. И собственную область применимости. Пожалуй, наиболее корректно сравнивать Meru со старичком Айспиком Шестым от Niviuk, а «виноваты» в этом удивительное дружелюбие и простота Meru (естественно, по меркам двухрядных крыльев самого верха EN D). Попытка описать это крыло единственным словом: приятность! А ещё — рекордная для двухрядных «дешек» управляемость, который так недостаёт «Зене». С удовольствием повторюсь: по управляемости в своём классе я просто не вижу конкурентов для Meru. Очень понравившийся мне в целом DaVinci XChord несколько более спокоен (а то и более задумчив) в своих реакциях на управление, а в сравнении с «Зеной» управляемость Meru находится на качественно ином уровне. Сочетание простого, понятного «языка», на котором «разговаривает» Meru, и отличной управляемости — несомненные сильные стороны этого крыла, которые позволяют рекомендовать Meru в качестве первого двухрядного компета тем пилотам, которые уже дозрели до техники такого класса.

А что у нас с летучестью? Как хорошо сказал один свежеиспечённый владелец Meru, этот аппарат летит красиво. Думаю, что различия в летучести между Zeno, Meru и Chord, безусловно, существуют — но могут нивелироваться размерами крыльев, удельной нагрузкой и даже подвесками. Конкретно в моём случае Meru, что называется, «не вытягивал» против Икс-Корда — но для абсолютно корректного сравнения нужны Meru на размер больше и «хвостатая» подвеска. Поэтому единственное, что могу написать с некоторой долей уверенности — Meru вряд ли лидирует по летучести в своём классе. Его сила — в вёрткости и общей простоте характера. Впрочем, в этом классе техники «простота характера» означает порог вхождения в виде хотя бы 300-400 часов общего налёта, из которых хотя бы часов 100-120 хорошо бы налетать в течение года перед покупкой Meru. Всё-таки это аппарат для соревнований самого высокого уровня, пусть и более простой и добрый, чем конкуренты.

Плюсы

  • Очень приятный, понятный и предсказуемый характер
  • Выдающаяся управляемость

Минусы

  • Не найдено

Особенности

  • Сильная зависимость комфорта и информативности от удельной нагрузки

Благодарю Дарью Краснову за предоставление параплана на тесты и помощь в организации тест-драйва.

Фото: И. Тарасова, А. Тарасов.

comments powered by HyperComments
Производитель UP
Информация на сайте производителя up-paragliders.com
Сертификация EN D
Класс competition, 2-liner
Год разработки 2018
Технические характеристики
размер SM
площадь 23.4
удлинение 6,9
удлинение проекц. 5.3
число секций 84
длина строп, м 212
схема стропления A2A'2B3
масса крыла, кг 5.2
полётный вес, кг 90-105
ткань Skytex 38, Skytex 32 Hard, Skytex 27
стропы Liros DC 35/60/100 (Dyneema unsheathed) / Edelrid 8000U-070/50 (Aramid unsheathed)
Условия тестирования
места полётов Юца, Бык
подвесные системы Woody Valley X-Alps GTO
полётный вес 104-106 кг
Результаты
качество изготовления
9/10
долговечность материалов
8/10
работа с крылом на земле
9/10
старт
9/10
Vtrim
9/10
Vmax
9/10
качество @Vtrim
9/10
качество @Vmax
9/10
Vymin
9/10
Vymin в спирали
8/10
управляемость клевантами
10/10
управляемость весом
10/10
точность управления
10/10
контроль курса в болтанку
9/10
информативность скорости
9/10
информативность клевант
9/10
информативность концов
9/10
комфорт в болтанку
8/10
стойкость к сложениям @Vtrim
9/10
стойкость к сложениям @Vmax
9/10
Средняя оценка
9
1