Swing Mito: хорошо и не сердито

В 2015 году Swing неожиданно сменил конструктора, а вместе с ним -- и философию своих крыльев. В 2016 году пришла пора обновить учебный аппарат этой фирмы. Итак, встречаем школьный Swing Mito (EN A)!

Конструкция



Начну с главного, чем отличается Mito от всех прочих учебных крыльев, да, впрочем, и от всех прочих парапланов вообще. Имя этому отличию — RAST, он же Ram Air Section Technology. Звучит столь же круто, сколь и загадочно. На практике RAST — это перегородка внутри крыла, отделяющая первые процентов 30 хорды от остальных 70 процентов. Сама по себе эта перегородка совершенно «непрозрачна» для воздуха, но перетекание вдоль хорды всё-таки происходит засчёт неизбежной «бочкообразности» секций, оставляющей пустое пространство между перегородкой и внутренней поверхностью каждой секции. По идее производителя, такая занятная конструкция крыла должна лучше сопротивляться сложениям и легче раскрываться после них. Естественно, тут же возникают вопросы насчёт быстроты подъёма и наполнения крыла, а так же начёт времени наполнения после сложений.


Так, с главным разобрались. А как же остальное? А в остальном Mito — это старый, добрый, основательный немецкий Swing. Свободные концы из материалов такой неимоверной добротности и массы, что их, пожалуй, можно использовать как средство самообороны, чтобы при необходимости отмахаться от излишне занудливого инструктора. Умилительные подписи: L на левой группе концов, R на правой, Takeoff на A-рядах, B-stall? на B-рядах... Не хватает, пожалуй, только надписей «летим влево» и «летим вправо» на соответствующих клевантах. Ручки клевант — адекватные общей конструкции концов: огроменные, тяжеленные, в мягком уютном неопрене и с очень удобными магнитами. На такое изделие не жалко потратитьтся даже в кризис. Сделано на века!

Стропление — ожидаемо оплёточное по всем ярусам. Строп, впрочем, немного (?), и на старте они приятно не склонны к запутыванию.

Наконец, собственно крыло. Про таинственный RAST всё уже рассказано выше — пора писать о более привычных вещах. Формой своей Mito очень смахивает на своих «старших братьев» Nexus (EN C) и Nyos (EN B). Видна рука одного и того же конструктора. Удлинение — разумное для учебного крыла, зато на удивление мала арочность. Секции — здоровенные, равно как и воздухозаборники, робко подкреплённые довольно тонкими и не слишком жёсткими лесками с некоторым даже намёком на «шарк-ноуз». В целом — безусловно учебная конструкция, но с некоторой чуть заметной амбицией, особенно проглядывающей в форме крыла. Раскраска — стандартная для Свингов после 2015 года.

Старт, работа с крылом на земле

Упреждая вопросы читателей о влиянии RAST на старт, сразу замечу, что влияние есть. Но влияние это не такое неприятное, да и вообще не такое, как можно ожидать. Просто Mito выходит в полётное положение доооовооольнооо нееетооороооплииивооо. Оборотная сторона медали — плавность и предсказуемость процесса, впечатляющая даже для EN A. Этот аппарат практически бесполезно дёргать за ряды, рвать корпусом и вообще поощрять к динамичному подъёму любыми известными мне способами. Mito обязательно встанет, но обязательно сделает это спокойно и без резкости. То, что надо для нервических учлётов. Не совсем то, то надо, если на старте штиль, а от разложенного крыла до крутого перегиба всего десяток метров. Пожалуй, несмотря на небольшую массу крыла, Mito не назовёшь лёгким на подъём. Да, висеть над головой он может даже при ветре буквально в 1-2 м/с, но для того, чтобы дотащить аппарат до полётного положения в такой слабый ветер, надо долго и методично нагружать A-ряды. Причём увеличение нагрузки на них приводит лишь к подлому передней кромки, но никак не к ускорению подъёма. Примерно такие же ощущения возникают и при старте на лебёдке. Даже при достаточно большой стартовой тяге Mito выходит над головой не спеша, хотя и без тенденции к завалу назад, а разбег получается на пару шагов длиннее обычного.

Переварив первые впечатления от RAST, начинаю обращать внимание на более тонкие эффекты при работе с крылом на земле. Хотя и они у Mito, скажем так, достаточно толстые. Настройка клевант и их чувствительность с головой выдают типичный школьный аппарат. Неторопливость и отсутствие остроты в реакциях гармонично сочетаются с огромным ходом клевант до срыва. Причём, что приятно, при желании-умении сорвать Mito всё-таки можно, хотя и предельным ходом достаточно длинных рук. В целом аппарат производит впечатление заботливой медсестры из психиатрического отделения: даже если под крылом окажется маньяк с паническими рефлексами, Mito на него не обидится и сделает всё, чтобы успокоить расшалившегося пациента и вернуть ему трезвость рассудка и плавность движений. Любителям острых и чутких реакций нужно поискать себе другую игрушку, а для самых-самых начинающих пилотов — в самый раз!

Буксировка

Первое впечатление — на удивление неплохие реакции на работу весом. На земле прочувствовать их в полной мере не удалось, но первая же затяжка показала, что Mito реагирует на вес спокойно, но достаточно быстро и чётко, чтобы не иметь проблем с удержанием курса. Реакции на клеванты более замедленные, но подруливать руками тоже не составляет труда. Надо только не забывать, что над головой — откровенно учебное крыло, и работать руками достаточно амплитудно. Клевок после отцепа? Что-то не припомню, вы вообще о чём? ;)

Полёт



Дааа, это вам не Skywalk Cayenne 5. Наш сегодняшний фигурант играет совершенно в другой лиге, и об этом надо постоянно помнить. Спокойствие, спокойствие и ещё раз спокойствие! Неторопливые, плавные, сглаженные реакции на движения воздуха и действия пилота. Неторопливый, плавный вход в вираж и столь же неторопливый выход из него. При этом летучесть не разочаровывает, её вполне достаточно не только для первоначального обучения.

Летучесть. В процессе обучения избыточная летучесть не помогает, а скорее вредит — и в то же время прогресс не стоит на месте, и лётные характеристики растут из года в год во всех классах техники. Понятно, что создатели Mito вынуждены были изыскивать некий компромисс, и думается мне, что он был весьма успешно найден. С одной стороны, качество на умеренных скоростях у Mito ещё не настолько велико, чтобы затруднять заход на посадку, с другой — того, что есть, вполне достаточно для уверенного хождения несложных маршрутов в горах и, вероятно, даже на равнине.

Проще всего добиться от учебного крыла невысокой скорости снижения, и с этим у Mito всё в порядке: он уверенно «опирается на воздух» даже в достаточно слабых потоках и, что приятно, не склонен существенно наращивать скорость снижения по мере роста крена. Конечно, ставить это крыло в крены градусов 60 нет смысла — снижение станет слишком велико, но крен градусов до 45 в сильном потоке для Mito вполне допустим.

Неожиданно и приятно порадовал Mito своей правой частью поляры. Она у него в чём-то похожа на поляры современных EN C: максимальная скорость достаточно скромная, зато аэродинамическое качество на удивление слабо падает по мере роста скорости. Для 2016 года это удивительно в классе EN A. Погода позволила как следует прощупать поляру Mito в её правой части — и могу со всей уверенностью утверждать, что этот аппарат, в отличие от многих других «учебно-школьных», вполне позволяет использовать вторую ступень акселератора не только для обучения, но и в маршрутных полётах. Прирост скорости на полном ходу акселератора вполне типичный для EN A — не больше 10-12 км/ч. Но повторюсь, что качество у нашего фигуранта удивительно слабо спадает по мере роста скорости — естественно, в сравнении с типичными EN A, вышедшими на рынок на 1-2 года раньше Mito. По совокупности Mito не выглядит бледно даже рядом с «середнячками» класса EN B!

Манёвренность. Приятно и правильно «заточенная» под здоровенного мужика, любящего помахать своими сильными ручищами. Ну, или под трепетную девушку, которая пока ещё боится каждого движения своего крыла. Да, Mito не производит впечатления самого чуткого крыла в классе EN A — но зато он гарантированно прощает своему пилоту самую грубую моторику, но при наличии умения и желания вполне способен к достаточно энергичным и даже динамичным манёврам. Способ, которым достигнуто такое поведение крыла, стар и хорошо известен: плавное, линейное нарастание эффективности клевант и переноса веса по мере усугубления амплитуды управляющих движений. На первые 10-15 сантиметров хода клевант Mito не реагирует практически никак. Нечто вроде реакции появляется примерно после 20 сантиметров, а если представить себя «чайником» и начать пихать руки существенно ниже карабинов подвески, то Mito начинает откликаться на управление вполне вменяемо и даже бодро. Вход в термик в итоге выглядит так: от души и не стесняясь валимся весом на нужную сторону подвески, затем плавно, но решительно утапливаем внутреннюю руку почти в район сиденья — и Mito послушно ввинчивается в поток. Удерживать нашего подопытного в потоке нужно не менее настойчивыми движениями, ибо тенденция к выкидыванию наружу весьма заметна. Наконец, всё та же настойчивость требуется и при исполнении энергичных манёвров вроде винговеров и крутых спиралей. Mito вполне на всё это способен — просто надо уметь правильно его попросить и не стесняться делать это достаточто настойчиво.

Комфорт и информативность. Как ни странно, есть и то, и другое. Как и положено настоящему, честному EN A, Mito немедленно создаёт очень приятное ощущение надёжности и безопасности. Причём, в отличие от многих более норовистых крыльев, Mito не просто создаёт это ощущение, но и честно обеспечивает высокую пассивную безопасность. В достаточно «бодрую» погоду с предгорозовым характером термичности Mito всего лишь плавно ходит над головой в пределах 20-30 градусов (и по крену, и по тангажу). Довольно тонкая и эластичная ткань секций не склонна к угрожающему похрустыванию, а вполне вероятные в такую погоду случайные сложения «ушей» происходят и раскрываются плавно и мягко. Что же касается информативности — аппарат достаточно хорошо чувствует воздух, охотно меняет нагрузки на свободные концы, играет скоростью, но всё это происходит очень мягко, плавно и даже, пожалуй, замедленно. Очень похоже на фирменные «митовские» реакции на управление. Вполне гармоничный и цельный характер, без странностей.

Динамика и энергоёмкость. Присутствуют! Но не выходят за рамки специфичного характера нашего подопытного. Mito вполне способен набирать скорость и даже переводить её в высоту (на что способны не все EN A), но делает он это не спеша и без резкости. Винговеры надо «раскачивать» постепенно, не пытаясь спровоцировать крыло на быстрые и амплитудные движения — оно этого просто не поймёт, проигнорирует действия пилота. Но если работать руками и корпусом плавно, ловя неторопливый и очень понятный ритм движений Mito, то за два-три качка можно довести крен практически до 90 градусов. Свупы и прочие переразгоны? Ну, в принципе, можно — но Mito явно не для этого предназначен. Он скорее плавно рассеет накопленную энергию, чем будет лихо переводить её из одной формы в другую.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Свет гаснет, барабанная дробь... На сцене — таинственный дебютант с загадочным именем RAST. Как он повлияет на характер сложения и выхода из него? Дёргаем A-ряд от души — ведь над головой EN A, бояться нечего. Сложить Mito оказывается не так сложно, нагрузка на A-ряду умеренная. По хорде сложение ограничивается как раз просвечивающей перегородкой RAST — а расположена она где-то по 30% хорды, то-есть не слишком далеко от передней кромки. Характер сложения ожидаемо мягкий и плавный. Аппарат неторопливо деформируется, неторопливо уходит в косой клевок достаточно скромной амплитуды и достаточно плавно начинает вращаться. А как же раскрытие? А нормально! Тоже плавно и неторопливо. Похоже, что RAST действительно несколько мешает перетеканию воздуха вдоль хорды, и если первые её 30% оказались сложены — то остальные 70% летят как ни в чём не бывало и даже умудряются слегка снабжать воздухом сложенную часть крыла. В итоге что сложение, что раскрытие происходят несколько замедленно (даже по меркам класса EN A!), но плавно и не сопровождаются мощными движениями крыла по крену и тангажу. Косой клевок не превышает 45 градусов, курсовое отклонение в процессе раскрытия — до 90 градусов, потеря высоты — несколько больше среднего засчёт неторопливого характера раскрытия, около 10 метров. По совокупности поставлю оценку «отлично с минусом». Минус поставлю за несколько замедленное раскрытие. Зато уж точно не напугает!

Фронтальное сложение

Удивительно похоже на асимметричное сложение. Границу сложения по хорде видно намного лучше, и она почти идеально совпадает с положением RAST. Всё те же 30%. Умеренное усилие на A-рядах, мягкие, несколько замедленные и очень ограниченные по амплитуде движения крыла на сложении и выходе, отсутствие склонности к парашютированию... Всё отлично. Точнее, почти отлично, потому что потеря высоты снова получается несколько больше средней по классу.

Подсрыв из термической спирали

Вполне возможен, несмотря на большой ход клевант. Это странно, но Mito не очень-то склонен предупреждать пилота о подсрыве. Нагрузка на внутреннюю руку невелика во всём диапазоне хода клевант, и в момент начала подсрыва она падает незначительно. Спасает только чудовищный ход руки, который вряд ли может случайно возникнуть при работе в термиках. Зато присутствует выраженное скольжение, что характерно для аппаратов с небольшой арочностью. Режим развивается ожидаемо неторопливо, выход тоже плавный и несколько замедленный. Отлично.

Режимы быстрого спуска

Уши

Отлично! То, что надо как для обучения, так и для спасения от облаков и прочих проблем. Складываются с умеренным усилием, для удержания требуется уже существенно меньшее усилие на руках. Вполне стабильны, аппарат не трясётся и не шатается над головой. После отпускания рядов раскрываются мягко и неторопливо, но самостоятельно. Снижение — около −3. Тенденции к парашютированию не замечено.

Уши + акселератор

Отличаются от обычных «ушей» только бОльшей скоростью снижения. Отлично!

Крутая управляемая спираль

А вот тут Mito меня несколько удивил. Хорошо разгоняется! Конечно, не с первого витка — их нужно два-три, чтобы аппарат вышел на снижение около −10 м/с. Но такое снижение Mito держит замечательно, очень стабильно, но без позывов на спиральную нейтральность. Выход? Да, неторопливый, зато плавный. Отлично.

Выводы

Хочется написать каноническое словосочетание «школьный дуболёт», но лучше этого не делать. Потому что при всей своей учебности Mito несколько выходит за рамки того, что типично для сугубо учебного крыла. Пожалуй, это та самая мифическая «ашка навырост», которой грезят многие начинающие пилоты. Аппарат, на котором можно учиться с нуля, но по окончании начального курса, не меняя крыло, просто продолжить обучение, осваивая термики, динамичные манёвры и даже маршрутные полёты. Mito отличается хорошо сбалансированным характером: весьма спокоен, но в то же время не производит впечатления намеренно «затупленного» крыла. Вишенкой на этом торте можно считать аэродинамическое качество нашего подопытного, которое ещё не слишком мешает обучению, но уже достаточно для вполне приличных маршрутов. Причём качество остаётся достаточно высоким (по меркам класса EN A) даже на акселераторе. Из конкурентов могу припомнить разве что очень удачный Independence Pioneer, но по совокупности он, пожалуй, несколько уступает Mito. И, несмотря на то, что Swing расположен отнюдь не на равнине, Mito больше похож на крыло для равнины, чем для гор. «Виновато» в этом сочетание высокой (в своём классе) летучести и нормальной (в своём классе) манёвренности. Минимальный потребный налёт? С нуля!

Плюсы

  • Комфортный, приятный характер
  • Высокое аэродинамическое качество, в т.ч. и в правой части поляры

Минусы

  • Несколько замедленное наполнение на старте

Особенности

  • Плавный, но несколько замедленный выход из опасных режимов

Благодарю дилера Swing в России Александра Богданова за предоставление параплана на тесты.

Фото: И. Тарасова

comments powered by HyperComments
Производитель Swing
Сертификация EN A
Класс Beginner
Год разработки 2016
Информация на сайте производителя swing.de
Информация на сайте дилера paraworld.ru
Технические характеристики
размер М
площадь, м2 29,0
удлинение 4,85
удлинение проекц. 3,68
число секций 34
высота стропления, м 7,34
схема стропления A2A'1B4C3
масса крыла, кг 5,6
полётный вес, кг 85-110
материалы Techtex 3020, Techtex 2021, Technora/Dyneema
Условия тестирования
места полётов Кончинка, Звенигород
подвесные системы Sup'Air, Woody Valley X-Alps GTO
полётный вес 95 кг
Результаты
качество изготовления
9/10
долговечность материалов
9/10
работа с крылом на земле
9/10
старт
8/10
Vtrim
9/10
Vmax
9/10
качество @Vtrim
9/10
качество @Vmax
9/10
Vymin
8/10
Vymin в спирали
8/10
управляемость клевантами
8/10
управляемость весом
8/10
точность управления
8/10
контроль курса в болтанку
8/10
информативность скорости
7/10
информативность клевант
7/10
информативность концов
7/10
комфорт в болтанку
9/10
стойкость к сложениям @Vtrim
8/10
стойкость к сложениям @Vmax
9/10
асимметричное сложение
8/10
фронтальное сложение
8/10
подсрыв
7/10
крутая спираль
9/10
уши
9/10
уши+акселератор
9/10
Средняя оценка
8.31
1