Dudek Optic: рефлекс без оптики

Эх, давно не брал я в руки шашек! Ой, то-есть парапланов польской фирмы Dudek. «Дудеки» знамениты своими парамоторными крыльями с автостабильными профилями, а вот безмоторные аппаратов этой фирмы известны куда меньше. Быть может, дело именно в волшебных «рефлексных» профилях?..

Конструкция

Обычно производители парапланов стараются в первую очередь впечатлить пилотов формой и расцветкой своих изделий, а мелким деталям конструкции уделяют внимание во вторую очередь. Но Дудек решил перевернуть эти традиционные представления. Как и "перформанс" Colt этой же фирмы, Optic удивляет и впечатляет прежде всего разными мелочами. Футуристичная концертина, блочки системы акселерирования с логотипами Dudek, толстенный ярко-красный шнур проводки акселератора, жутко навороченные свободные концы со всякими шариками-вертлюгами... В общем, какой-то компет, ей-богу! Однако, как и в случае с Colt-ом, при подъёме крыла над головой обнаруживается достаточно традиционно выглядящий аппарат с умеренным удлинением и без чудес в плане формы. Крайне агрессивная раскраска, впрочем, пытается замаскировать скромный облик подопытного -- но это всего лишь раскраска.

Старт

Без проблем. Аппарат мягко, с ощутимым усилием на передних рядах, выходит в полётное положение и легко фиксируется над головой. Даже в сложных условиях горного старта с термичностью и порывистым ветром всё было легко и понятно. Ошибки по крену Оптик вполне терпит и позволяет их исправлять. В очень сложной ситуации, когда одновременно со мной начал взлетать ещё один пилот, Оптик позволил не сорвать старт, полуоблететь-полуоббежать другого пилота с креном градусов в 45 и продолжить взлёт. Конечно, такое происходит очень редко, но зато удалось в полной мере почувствовать покладистый характер аппарата (пока он ещё не летит).

Полёт

Начну с большой такой ложки дёгтя, которая, увы, изрядно подпортит скромный бочонок мёда с логотипом Dudek. Горная термичность с узкими потоками и ощутимой болтанкой позволила буквально с первых 20 минут полёта ощутить главный недостаток Оптика: нестандартное поведение по тангажу. При резком входе в поток Оптик не пытается "вспухнуть" и качнуться назад, как это делают почти все парапланы. Нет, он клюёт вперёд! Причём хорошо так клюёт -- резко, коротко и очень часто с выходом на границу сложения, которое наступает у этого "интермедиата" на удивление легко. Двигательный стереотип, типичный для пилота-любителя -- при входе в поток приотпустить клеванты -- на Оптике с большой вероятностью приводит к сложению! Приходится, пересиливая себя и ломая наработанные привычки, при входе в ядро потока коротко и быстро подзажимать обе клеванты. Если делать это в темпе, который навязывает крыло -- быстро и даже резко, но с амплитудой сантиметров 15-20 -- то Оптик перестаёт складываться при входе в сильные потоки. Но заставить себя пилотировать подобным образом не так просто, приходится пилотировать очень внимательно, заставляя себя совершать непривычные действия.

Летучесть. Подобно своему старшему брату Кольту, Оптик умеет порадовать скоростью и глайдом при полёте на акселераторе. Скорость на первой ступени акселератора -- уже под 50 км/ч, что в классе EN B встречается довольно редко. Аэродинамическое качество при этом падает несущественно. Вторая ступень акселератора, естественно, портит качество более заметно -- зато максимальная скорость доходит до 54-55 км/ч. Отличный результат для EN B. Приятно и то, что на повышенной скорости Оптик становится даже более спокойным, чем на балансировочном режиме -- обычно так ведут себя моторные крылья. Аэродинамическое качество в наиболее используемой части поляры (от скорости минимального снижения до первой ступени акселератора) нормальное для "интермедиата" образца 2014 года, нареканий не вызывает. Скорость снижения, несмотря на достаточно высокую удельную нагрузку, неплохая, а благодаря очень хорошей манёвренности Оптик очень хорошо показал себя в потоках.

Манёвренность. Явно выше среднего, хотя и не на уровне лидеров класса EN B. Шарики на ручках клевант у Оптика -- это не просто дань моде, а необходимость: клеванты у этого аппарата одновременно очень тяжёлые и очень точные. Честно говоря, давно уже не встречал в классе EN B настолько тяжёлых клевант. За час полёта в термиках руки даже успели слегка устать -- при том, что я не использовал ход клевант больше трети от максимума. Реакция подопытного на работу руками, впрочем, адекватна нагрузке на руки. Вкрутиться в поток -- не проблема, даже если это узкий и заковыристый горный поток. Немного мешает только то, что Оптик скорее стремится вывалиться из потока, чем завинтиться в него -- но к недостаткам аппарата я бы это это не отнёс, просто особенность. При энергичной даче одной руки Оптик может практически мгновенно провернуться над головой на небольшой угол -- особенность, характерная скорее для "перформансов", но очень полезная, если надо срочно довернуть в самое ядро. Способность Оптика "идти за рукой" сомнений и нареканий не вызывает, управляется этот аппарат чётко, без выраженных запаздываний и сложных переходных процессов. Пилот, вооружённый Оптиком и имеющий крепкие тренированные руки, в умеренных и сильных потоках может практически на равных набирать высоту даже с такими хорошими парителями, как, например, BGD Tala. Реакция подопытного на вес более спокойная, но тоже достаточно чёткая; этот аппарат явно больше "любит" работу руками.

Комфорт и информативность. Гм... С информативностью у Оптика всё в порядке. Засчёт своего умеренного удлинения Оптик совершенно не склонен извиваться и махать "ушами", даже при серьёзной болтанке оставаясь монолитным. Зато скорость и нагрузка на руки могут "гулять" в широких пределах, отлично предупреждая о близости потока и входе в него. Впрочем, вход в сильный поток на Оптике точно не пропустишь -- пресловутая склонность к резким коротким клевкам и сложениями на входе в поток поначалу сильно удивляет, заставляя подстраиваться под непривычный ритм движений крыла над головой. Думаю, что пилота, ещё не прошедшего закалку полётами в сильных условиях, Оптик может достаточно быстро и качественно испугать, хотя испугом проблемы, вероятно, и ограничатся.

Динамика и энергоёмкость. Средний уровень. Аппарат запасает и отдаёт энергию с плавностью, которая несколько даже удивляет по сравнению с вышеописанными резкими и короткими рывками по тангажу. Выход из спирали желательно подрастянуть на оборот-полтора, чтобы плавно рассеять накопленную энергию. На посадке аппарат великолепно умеет переводить избыток скорости в растянутый "свуп", что не всегда нужно, но очень приятно.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Отлично. Передняя кромка, несмотря на обилие лесок, ломается достаточно легко. При сложении 55-60% размаха сложение не стремится развиться глубоко по хорде. Сразу после сложения аппарат чуть теряет скорость, после чего плавно совершает косой клевок умеренной амплитуды, градусов примерно 40-45. Уже в процессе клевка передняя кромка начинает восстанавливаться, раскрытие происходит чуть неравномерно, вероятно, из-за лесок в передней кромке, которые слегка цепляются за поверхность крыла. Несколько последних секций "уха" раскрываются с небольшим запаздыванием, но на поведение аппарата это практически никак не влияет. Потеря высоты -- около 15-20 метров, курсовое отклонение не превышает 90 градусов.

Фронтальное сложение

Отлично. Сложение легко вызвать, но так же легко оно и раскрывается. При сложении аппарат сильно теряет скорость, достаточно далеко уходит назад, но затем одним коротким движением возвращается в положение над головой пилота. Раскрытие плавное, постепенное, но достаточно быстрое и строго симметричное. Тенденции к парашютированию не замечено. Потеря высоты на выходе из режима -- 20-25 метров.

Подсрыв из термической спирали

Отлично с минусом. Вызвать режим традиционно тяжело, прежде всего из-за совершенно негуманного усилия на руках вблизи срыва. Предупреждающее падение нагрузки на руку выражено слабее среднего, но вполне ощутимо. А ещё аппарат склонен ощутимо ускоряться и проскальзывать на входе в подсрыв. Визуально режим тоже определяется вполне надёжно -- срыв начинается примерно на 20% размаха, и сорванная часть крыла начинает заметно загибаться назад по потоку. Вход в режим растянут примерно на секунду -- вполне приличный результат -- а при быстром приотпускании внутренней клеванты аппарат без серьёзных клевков и колебаний продолжает термическую спираль.

Выводы

Честно говоря, давно уже не испытывал столь противоречивых чувство во время тест-драйва. С одной стороны, Оптик имеет ряд безусловных плюсов в виде стабильного и быстрого акселератора, очень хорошей манёвренности и отличной, честной пассивной безопасности. А на другой чаше весов -- крайне неприятная склонность Оптика к сложениям и клевкам на входе в поток, да и вообще невысокая стойкость к сложениям. Не имей Оптик такой проблемы -- можно было бы смело назвать это крыло очень достойным "интермедиатом" начально-среднего уровня. А вот не получается, увы. Странности с поведением на входе в поток не позволяют мне рекомендовать Оптик пилотам выходного дня, начинающим приобщаться к парению и маршрутам. Оптик требует от своего пилота умения действовать хладнокровно, быстро и нетривиально -- а это уже совсем иной уровень лётного мастерства. Минимальный потребный налёт оцениваю часов в 150 -- при таком налёте сложения на входе в сильные потоки будут преследовать пилота только в первые 20-30 минут ознакомления с аппаратом. При меньшем налёте Оптик с высокой вероятностью будет пугать пилота и навязывать ему нестандартные двигательные стереотипы, которые вряд ли потребуются при полётах на других, более традиционно ведущих себя крыльях.

Плюсы

  • Хорошие лётные характеристики, особенно максимальная скорость

Минусы

  • Нестандартное поведение на входе в поток
  • Низкая стойкость к сложениям

Благодарю дилера Dudek Павла Митюкляева за предоставление параплана на тесты.

Фото: Dudek France.

comments powered by HyperComments
Производитель Dudek
Сертификация EN B
Информация на сайте производителя dudek.eu
Класс Intermediate
Год разработки 2012
Технические характеристики
размер 26
площадь, м2 26
удлинение 5,45
удлинение проекц. 4,07
число секций 51
высота стропления, м 7,5
длина строп, м 264
схема стропления A3B4C3
масса крыла, кг 5,8
полётный вес, кг 75-100
ткань Dokdo N30DFM 38 g/m², S9017-E29A 40 g/m²
стропление Edelrid
Условия тестирования
места полётов Покхара (Непал)
подвесные системы Sup'Air Shamane
полётный вес 95 кг
Результаты
качество изготовления
10/10
долговечность материалов
7/10
работа с крылом на земле
9/10
старт
9/10
Vtrim
9/10
Vmax
9/10
качество @Vtrim
8/10
качество @Vmax
7/10
Vymin
7/10
Vymin в спирали
7/10
управляемость клевантами
9/10
управляемость весом
9/10
точность управления
9/10
контроль курса в болтанку
9/10
информативность скорости
9/10
информативность клевант
7/10
информативность концов
7/10
комфорт в болтанку
5/10
стойкость к сложениям @Vtrim
5/10
стойкость к сложениям @Vmax
5/10
асимметричное сложение
9/10
фронтальное сложение
9/10
подсрыв
8/10
Средняя оценка
7.91