Axis Pluto3: ни дня без маршрута

Первый Pluto запомнился мне очень приятным сочетанием летучести и покладистого характера. С тех пор прошло немало времени, и многое поменялось в парапланерном мире. А вот насколько поменялась философия Pluto -- сейчас и посмотрим...

Конструкция

Вызывает смешанные — в хорошем смысле — чувства. Видно, что Аксис постарался «зарядить» новый Pluto инновациями ровно в той мере, в которой они ещё не создают проблем с безопасностью, и это похвально. С одной стороны, в наличии модный шарк-ноуз и тонкие безоплёточные стропы в верхних ярусах. С другой — ни форма крыла, ни его удлинение не создают впечатления агрессивности и большой амбиции. Свободные концы — традиционные для современного Аксиса, узкие, аскетичные, но достаточно удобные. Несколько аляповато выглядят огромные надписи Axis на огромных ручках клевант — но это уже из области придирок.

Работа с крылом на земле

Хорошо. Не идеально, но претензий тем не менее не возникает. Аппарат выходит над головой спокойно, послушно, но без лёгкости, свойственной некоторым другим «послешкольным» аппаратам, особенно из лёгкой ткани.

Полёт

Моё знакомство с Pluto3 началось довольно лихо — в сильных и турбулентных термиках горы Атис. И, пожалуй, такая погода полностью раскрыла характер аппарата. Первые впечатления оказались смешанными. С одной стороны, Pluto оказался наделён хорошей летучестью и манёвренностью, позволяя не слишком проигрывать в наборах и переходах другим пилотам на аппаратах середины-верха класса EN C. С другой стороны, поведение Pluto3 в неспокойных условиях оказалось тоже довольно неспокойным. Аппарат настоятельно требовал активного пилотирования, которое, в свою очередь, потребовало махания руками с неожиданно большими амплитудами и нагрузками.

Летучесть. Для аппарата середины класса EN B — очень достойно. Аппарат не ограничивает своего пилота, более того — провоцирует пилота на полёт в спортивном стиле с частой и агрессивной работой акселератором. Пожалуй, именно режимы повышенной скорости у Pluto3 достойны наиболее пристального внимания и наибольшей похвалы. Прирост скорости на полном ходе акселератора — не меньше 12 км/ч. Точность измерений изрядно страдала от ядрёной армянской болтанки, но меньших цифр на экране своего Флаймастера я не наблюдал. Сам по себе этот минимальный прирост особо не впечатляет — но куда больше впечатляют слабо падающее на высоких скоростях аэродинамическое качество и неожиданный комфорт полёта на высокой скорости. Пожалуй, на 50% хода акселератора Плуто ведёт себя не менее (а то и более!) комфортно, чем на балансировочной скорости, а заметная деградация летучести начинается только процентах на 80 хода спид-системы. Поведение, вполне нормальное для какого-нибудь хай-перформанса — но по меркам 2015 года редкое для послешкольного крыла! Более того, даже при небольших «боевых» сложениях на полном акселераторе поведение Плуто остаётся достаточно комфортным.

Аэродинамическое качество. Несколько выше среднего для послешкольного крыла, но не уровень лидеров класса. Понятно, что Плуто нельзя сравнивать с GIN Carrera или UP Cantega XC3 — но если исключить из сравнения аппараты, соответствующие EN B лишь формально, то среди настоящих послешкольных крыльев у Плуто будет не так много конкурентов.

Скорость снижения. Без чудес, всё стандарто и привычно. Как и положено честному «послешкольнику», в термических спиралях с достаточно большим креном Плуто начинает заметно «сыпаться» (в сравнении с аппаратами более высоких классов) — но в сильную погоду это не становится проблемой благодаря хорошей манёвренности нашего подопытного и его быстрым реакциям на управляющие движения. В прямом полёте скорость снижения тоже не впечатляет и не разочаровывает — всё нормально, всё как и должно быть.

Манёвренность. Специфично, но выше среднего. Специфика проявляется в необходимости работать большими ходами рук, не пугаясь большой нагрузки на них. Подозреваю, что такое поведение — своеобразная «защита от дурака»: да, Плуто не отличается чуткостью реакций на управление, зато прощает пилоту грубое и неточное пилотирование. Такое поведение если и может доставить неудобство — то только опытным пилотам, привыкшим к существенно более острым и точным клевантам. Повторюсь — наиболее выраженным этот эффект становится при активном пилотировании в сильную болтанку. С непривычки могут и руки устать. Впрочем, можно применить и альтернативный подход к проблеме — не пытаться компенсировать всё подряд. Проблем это не создаст, ибо Плуто весьма стоек к сложениям. А в термиках очень помогает хорошая чувствительность Плуто к работе весом. Максимальный перекос в подвеске, смелая работа внутренней по виражу рукой процентов на 40-50 полного хода клеванты — и Плуто оседлает любой термик! Вход в вираж требует ощутимых физических усилий — но, встав в крен, Плуто его уверенно держит, и даже узкие и сильные потоки редко выкидывают Плуто наружу. Примерно те же ощущения возникают и на более крутых спиралях, и на винговерах. С одной стороны, повышенная нагрузка на руки сдерживает пилота, не позволяет пилотировать излишне агрессивно. С другой — умея пилотировать, от аппарата всегда можно добиться того, что нужно.

Комфорт и информативность. Правильнее, конечно, писать «или», потому что одно противоречит другому. У Плуто баланс между информативностью и комфортом сдвинут в сторону информативности. Благодаря умеренному удлинению Плуто не склонен извиваться и «махать ушами» — зато движения по тангажу он совершает довольно охотно и, пожалуй, порезче, чем типичные «послешкольные» крылья. Амплитуда движений по тангажу в сильную болтанку может поначалу впечатлять — но практика показала, что Плуто способен, не складываясь, выдерживать клевки градусов примерно до 60. Естественно, при такой мощной динамике по тангажу Плуто весьме и весьма информативен. Понять, что происходит с воздухом вокруг крыла, сможет даже начинающий пилот. И дело тут не только в тангажах — Плуто очень информативен и в плане изменений воздушной скорости, и в плане нагрузки на клевантах. Может создаться впечатление, что Плуто брутален и даже зол — но обилие информации, передающейся пилоту, никак не связано с вероятностью «поймать» тот или иной опасный режим, а в плане стойкости к сложениям Плуто явно превосходит многих своих «одноклассников». Более того, нечаянно сорвать Плуто тоже очень сложно из-за высокой нагрузки на клеванты и их большого (даже по меркам «послешкольной» техники) хода. Не скрою, в первые минуты знакомства с крылом (а проходило оно в очень мощную погоду) я был, скажем так, несколько озадачен поведением подопытного — но очень быстро понял, что бояться нечего, и через какие-то полчача полёта начал откровенно наглеть, гонять сквозь потоки на полном акселераторе, крутить «на ноже» и проч. Всё это — с чётким пониманием, что аппарат имеет полное право наказать пилота парой-тройкой ядрёных сложений. И да, довести Плуто до сложения мне в конце концов удалось. Но «асимметрия» процентов 30-40, быстро и плавно раскрывающаяся при отпускании акселератора — это вовсе не то, чего я ожидал и опасался. Даже на максимальной скорости асимметричные сложения оказались вполне гуманными. В общем, Плуто в очередной раз меня впечатлил!

Динамика и энергоёмкость. Своеобразно. С одной стороны, Плуто запасает энергии побольше, чем в среднем по своему классу. С другой — не спешит быстро преобразовывать скорость в высоту и наоборот. В этом отношении Плуто показался мне очень удачно и правильно доведённым крылом. При желании-умении от Плуто несложно добиться и мощного винговера, и спирали «лицом в землю». Но даже мощные манёвры аппарат склонен выполнять плавно, упруго, постепенно отдавая и запасая энергию. И это хорошо.

Режимы быстрого спуска

Крутая спираль

Отлично. Благодаря плавности переходных процессов вход и выход из спирали можно очень хорошо контролировать. Спиральной нейтральности при снижении в районе −10 м/с не замечено.

«Уши»

Хорошо. Великовато усилие на руках, и есть вероятность «поймать» несильную, но неприятную раскачку. Снижение — в пределах нормы.

Выводы

Очень интересный и по-своему необычный аппарат. Типичные «послешкольники» создаются в расчёте на пилотов, которые постепенно открывают для себя мир парапланеризма во всех его аспектах, начиная прежде всего с парения и спокойных переходов на умеренных скоростях. А Плуто с первых минут знакомства поощряет — нет, скорее даже провоцирует! — своего владельца постоянно и помногу пользоваться высокими скоростями, как это принято в мире совсем-совсем спортивной техники. Полёт на первой ступени акселератора для Плуто — практически штатный режим на переходе, да и второй ступенью можно смело пользоваться, не опасаясь через минуту-другую оказаться на земле из-за сильного нарастания скорости снижения. Да и сложений на максимальной скорости можно особенно не опасаться — случаются они редко и в действительно сильных условиях, а выходит из них Плуто очень хорошо. Значит ли всё это, что Плуто может быть плох на низких скоростях и в термиках? Как ни удивительно, нет. Вполне нормален. Просто сила этого крыла — именно в скоростных переходах. Пожалуй, лучше всего такой спортивный агрессор подойдёт очень амбициозным пилотам, которые с самого начала своей самостоятельной парапланерной жизни стремятся летать так, как это принято на серьёзных соревнованиях. Впрочем, Плуто вполне хорош и просто как «обычное послешкольное крыло». Но «обычный послешкольный пилот» без заметных спортивных амбиций, скорее всего, просто не поймёт, зачем нужен такой аппарат и что с ним делать. Пожалуй, лучше всего Плуто раскроет свои возможности в сильных горных условиях, где возможность летать на высоких скоростях, не опасаясь сложений, часто становится ключом к достойным спортивным результатам.  Минимальный потребный налёт — примерно 5-10 часов; талантливым пилотам без явных проблем с моторикой подойдёт и для обучения "с нуля".

Плюсы

  • Отличное сочетание скорости и качества в правой части поляры
  • Высокая стойкость к сложениям
  • Хорошее поведение на «боевых» сложениях, в т.ч. и на максимальной скорости

Минусы

  • Повышенная нагрузка на клевантах даже при простых манёврах, типичных для маршрутных полётов
  • Не самое комфортное поведение в болтанку

Благодарю дилера Axis в России Сергея Костромитина за предоставление параплана на тесты.

comments powered by HyperComments
Производитель Axis
Сертификация EN B
Класс intermediate
Год разработки 2015
Информация на сайте производителя axispara.cz
Информация на сайте дилера axispara.ru
Технические характеристики
размер SM
площадь, м2 25,34
удлинение 5,49
удлинение проекц. 3,92
число секций 46
длина строп, м 254
схема стропления A1A'2B3C2D2
масса крыла, кг 4,3
полётный вес, кг 75-100
ткань Skytex 38g/m2
Условия тестирования
места полётов Атис (Армения)
подвесные системы Woody Valley X-Alps GTO
полётный вес 95 кг
Результаты
качество изготовления
9/10
долговечность материалов
9/10
работа с крылом на земле
8/10
старт
8/10
Vtrim
9/10
Vmax
9/10
качество @Vtrim
9/10
качество @Vmax
9/10
Vymin
8/10
Vymin в спирали
8/10
управляемость клевантами
7/10
управляемость весом
7/10
точность управления
6/10
контроль курса в болтанку
7/10
информативность скорости
8/10
информативность клевант
8/10
информативность концов
7/10
комфорт в болтанку
7/10
стойкость к сложениям @Vtrim
9/10
стойкость к сложениям @Vmax
9/10
уши
8/10
уши+акселератор
8/10
крутая спираль
9/10
Средняя оценка
8.09