testfly // Davinci Rhythm: Горный Орёл

Davinci Rhythm: Горный Орёл

" «Горный Орел» поразил воображение Гая... Это был настоящий символ старой империи, символ великого прошлого... Гай, задрав голову, стоял на ослабевших ногах, трепеща от благоговения, и как громом поразили его слова друга Мака: — Ну и сундук, массаракш! "

А. и Б. Стругацкие. Обитаемый остров.

Конструкция

Когда первый раз берёшь в руки изделие фирмы, только-только выходящей на рынок — всегда возникает некоторые опасения насчёт качества изготовления. Но в случае с Ритмом можно расслабиться. Да, конструкция выглядит достаточно скромно — это вам не Эдванс и не Джин. Но к качеству кроя и пошива нет ни малейших претензий. Найти на крыле вручную нанесённую маркировку деталей не удалось — значит, производство с большой вероятностью плоттерное, что подтверждают и очень аккуратные линии отреза. Швы и заделки тоже вполне аккуратные. Не удивлюсь, если выяснится, что Ритм вышел из-под тех же швейных машинок, на которых шьются легендарные Джины. В любом случае технологи и производственники ДаВинчи честно зарабатывают свой рис с соевым соусом, придраться особо не к чему.

Некоторое ощущение кустарности вызывают разве что свободные концы. Нет, с ними всё в порядке — но устроены они очень просто, без изысков, примерно как концы у отечественных производителей второго-третьего эшелона. Довольно широкая лента (22 мм), очень среднего качества крючья Бруммеля, простенькие бесподшипниковые блочки в проводке акселератора... О некоторой амбиции корейского производителя говорят разве что декоративные нашивки с логотипом производителя да аккуратные клеванты с вертлюгами. Строп у нашего подопытного на удивление немного: A2A’1B4C3. Трёхрядка, что, в принципе, необязательно для учебного крыла. Выбор материалов не разочаровывает: достаточно толстые и долговечные артикулы Докдо, толстые стропы в оплётке. Видно, что перед нами этакая рабочая лошадка, а не трепетная спортивно-рекордная машина. То же можно сказать и форме крыла. Скромная, аккуратная, низкое удлинение, здоровенные заборники. Раскраска, на мой вкус, несколько аляповата — но на вкус и цвет...

Взлёт, работа с крылом на земле

Классика! Ритм ведёт себя ровно так, как должно вести себя крыло для самых-самых начинающих. Выход в полётное положение происходит неторопливо, с некоторой вальяжностью, но очень надёжно. Нет необходимости «дотягивать» крыло передними рядами или, наоборот, «душить» его, упреждая перелёт. Достаточно как-нибудь за что-нибудь дёрнуть — и через пару секунд Ритм всяко окажется в полётном положении. К сожалению, погода не позволила позаниматься граунд-хэндлингом от души, зато пришлось осваивать крыло в достаточно «боевых» условиях — при стартах с ограниченной площадки в косой порывистый ветер или почти при полном штиле. И Ритм не разочаровал, всегда надёжно и уверенно выходя в полётное положение.

Летучесть. Думаю, что эпиграф этого тест-драйва сам по себе достаточно красноречив. Но речь у нас идёт о самом что ни на есть учебном, «новичковом» крыле, так что всё нормально. А в некоторых случаях — даже и неплохо. В прямом полёте на балансировочной скорости Ритм заметно не проигрывает почти-учебному Ozone Buzz Z5 — это если вооружиться коконом и стараться пилотировать как можно нежнее. Но любой манёвр, связанный с отклонением от прямолинейного полёта, приводит к явному и очень заметному увеличению скорости снижения и падению глайда. Отчасти это связано ещё и с формой поляры Ритма. Как и у существенно более старых крыльев, балансировочный режим и режим минимального снижения у Ритма разнесены достаточно заметно — как минимум на несколько километров в час и не менее чем на 20 сантиметров хода клевант. Поэтому на парении приходится «душить» аппарат достаточно сильно, а попытки работать в термиках с малыми ходами клевант ни к чему хорошему не приводят. Похожее поведение характерно для спидглайдеров и мини-вингов, но у Ритма все скорости заметно поменьше, что сильно упрощает жизнь.

Полёт на акселераторе. Акселератор у Ритма есть, и он работает. Практически это и всё, что нужно знать пилоту об акселераторе у этого крыла. А если чуть точнее — то серьёзное падение аэродинамического качества с первых сантиметров хода акселератора практически не позволяет использовать акселератор иначе, чем для ускорения и без того довольно быстрого приближения к земле. Ну, или для обучения полёту на акселераторе. Точнее, для привыкания к некоторым из характерных эффектов, которые при этом возникают — например, к небольшому повышению резкости движений крыла по крену и тангажу. Прирост скорости промерить не смог — ни в одном полёте не имел достаточно времени для надёжного усреднения, высота заканчивалась слишком быстро. По субъективным ощущениям прирост скорости вполне нормальный для EN A, что-то около 10 км/ч. Что любопытно, на акселераторе аппарат прекрасно управляется задними рядами, ничуть не хуже, чем аппараты парой классов выше.

Управляемость. Вот тут всё становится интересно. С одной стороны, на малые хода клевант (в пределах 5-10 см) Ритм не реагирует практически никак, что, в принципе, нормально и даже хорошо для откровенно учебного дуболё... простите, крыла. С другой стороны, если прикинуться чайником и начать махать руками по полной программе — то у Ритма появляется довольно вменяемая и даже в чём-то приятная управляемость. В сочетании с уже упомянутыми выше особенностями поляры всё это значит, что для парения в термиках на Ритме нужен старый добрый стиль пилотирования, возникший задолго до современного «не мешай крылу лететь». Ритму тоже не надо мешать. Ему надо помогать, причём весьма энергично. Вес по максимуму на одну сторону подвески, обе клеванты до карабинов, внутреннюю руку ещё на 10-15 сантиметров вниз — и получается вполне пристойный, компактный термический вираж. На столь сильно зажатых клевантах Ритм откликается на работу руками вполне вменяемо, позволяя довольно быстро менять радиус спирали и интенсивность вращения. Ещё более интересен тот факт, что на совсем больших ходах клевант (примерно 70-80%) Ритм не становится слишком резким и не стремится переходить в парашютирование, а просто сильно теряет в качестве. Для точнистов — самое оно!

Поведение на малых скоростях в случае с Ритмом вообще достойно вынесения в отдельную главу тест-драйва. Похоже, что этот аппарат создавался прежде всего под полёт на малых скоростях. Давно уже не встречал у парапланов столь вменяемого, простого и понятного поведения в левой части поляры. Сорвать Ритм вполне можно — полный ход клевант у него очень велик, но не выходит за физиологические возможности типичного пилота. Это касается и хода рук, и нагрузки на них вблизи срыва. Где-то после 50% хода клевант падение аэродинамического качества становится очень заметным, и далее глайд плавно уменьшается без появления вибраций, локальных срывов на части размаха и прочих эффектов, характерных для более длинных крыльев. В районе 70-80% хода клевант Ритм просто летит — очень медленно, спокойно, с очень низким аэродинамическим качеством, сохраняя вменяемую управляемость. Даже на больших ходах клевант управление не становится слишком острым, аппарат прощает даже довольно заметные ошибки пилотирования, но управлять углом планирования при этом на удивление легко. Не менее легко исправляются и ошибки по курсу и крену — эффективности сильно зажатых клевант как раз на это и хватает. В итоге можно смело заходить на цель с превышением в пару метров — в конце захода избыток высоты легко можно будет убрать, сильно зажав клеванты и плавно, спокойно «просыпавшись» вниз. «Дуболётность», задемпфированность Ритма очень сильно помогает при посадках на точность в болтанку — кипящему приземельному воздуху нелегко сбить Ритм с траектории, заданной пилотом.

Комфорт и информативность. Нет, это не сундук, это танк какой-то! Понятно, что аппарат со столь скромным удлинением просто не может быть резким и некомфортным — но у Ритма ещё и длиннющие лески во лбу, которые обеспечивают этому изделию корейского парапрома замечательную стойкость к сложениям. Интересно, что при этом Ритм очень охотно шуршит и хрустит тканью, предупреждая об изменениях нагрузок на разные части крыла — но все эти шуршания и похрустывания на практике почти ничего не означают для пилота, потому что получить реальное, «боевое» сложение на Ритме ну очень нелегко. На опасно малых углах атаки лески охотно принимают нагрузку на себя, и Ритм с честью выходит из напряжённых ситуаций. Мало чем полезны шуршание и хрустение и с точки зрения поиска и центрования потоков. Информативность Ритма — это прежде всего изменения воздушной скорости и в несколько меньшей степени изменения нагрузок на руки, а на подвеску приходит очень немного полезной информации. Как и положено крылу с малым удлинением, Ритм совершенно не склонен «махать ушами», ведёт себя очень «монолитно» даже в довольно сильную болтанку. Демпфирование по крену и тангажу — на высоком даже для EN A уровне, хотя есть и свои особенности. Выпадая из потока, Ритм склонен неожиданно сильно «стрелять» вперёд внешней консолью, и её желательно слегка придерживать внешней клевантой. Но можно этого и не делать — всё равно не сложится.

Динамика и энергоёмкость. Нормальный средний уровень для школьно-учебно-точнистского крыла. Хорошо постаравшись и чётко зная, что и как делать, пилот вполне может добиться от Ритма и винговеров, и энергичных спиралей — но если не попросить крыло об этом очень чётко и настойчиво, оно будет всеми силами стараться уберечь пилота от резких изменений траектории и неприятных движений по крену и тангажу.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Отлично. Развить сложение физически достаточно тяжело, усилие на руке получается высокое. Крыло проламывается примерно по 20-25% хорды, но мощные лески в передней кромке ни в какую не дают сложению полноценно развиться. Получается некое «недосложение», которое при отпускании A-ряда раскрывается мгновенно и практически не приводит к изменениям траектории. Подобное поведение можно наблюдать у Skywalk Cayenne 5, который тоже имеет очень мощные лески в передней кромке.

Подсрыв из термической спирали

Отлично. Удивительно, что этот режим получается вызвать у учебного крыла (возможно, сказывается «точнистская» специфика Ритма). Режим развивается плавно, предсказуемо и неторопливо, давая пилоту время на осознание и исправление своей ошибки. Косой клевок на выходе — градусов 20, и нет никаких проблем остаться в термической спирали после выхода из подсрыва.

Выводы

Ритм — очень специфичный аппарат, созданный для решения узкого круга задач. Но эти задачи он решает хорошо, возможно, даже и отлично. Впечатляющее демпфирование по всем осям и очень спокойные реакции на управление и болтанку — это очень хорошо для первоначального обучения и «точнизма». Невысокое максимальное качество и плавное снижение глайда в левой части поляры — точнисты будут просто счастливы. А вот для парения и тем более для маршрутных полётов наш фигурант подходит не очень: даже в классе EN A есть более летучие и «парючие» крылья. Впрочем, в реалиях России высокая летучесть в классе EN A всё равно востребована слабо, а вот безопасность и способность точно попасть в цель даже в сложных условиях — наоборот, весьма привлекательны для лётных школ и спортсменов-точнистов. В целом по своему поведению Ритм напоминает минивинг-переросток: скромное удлинение, специфическая поляра, неожиданная и приятная способность к компактному виражу на сильно зажатых клевантах... но всё это — на существенно более низких скоростях, чем это бывает у мини-крыльев, и, соответственно, более просто и безопасно. Далеко на Ритме не улетишь — зато приткнуться на таком крыле можно чуть ли не на автостоянку супермаркета в день распродажи!

Минимальный потребный налёт... Обычно это очень непростой вопрос, но не в случае с Ритмом. С большим удовольствием и чувством полной уверенности в себе пишу слово «нуль». Да, этому аппарату можно смело доверить даже малоадекватного начинающего пилота — и Ритм с высокой вероятностью не сделает с ним ничего плохого. Безусловно, Ритм — очень хороший вариант для первоначального обучения, которое по каким-то причинам приходится проводить в сложных условиях (ограниченные старт и посадка, наличие турбулентности и т.п.). Можно также рассматривать Ритм как горно-спусковой аппарат — но в таком случае желательно перегрузить его килограммов на 10, чтобы иметь некоторый запас скорости.

Плюсы

  • Высокая пассивная безопасность
  • Спокойный характер
  • Высокая стойкость к сложениям
  • Способность выполнять компактные термические виражи
  • Выраженное падение качества в левой части поляры, способность комфортно и управляемо летать на очень малой скорости с очень низким качеством

Минусы

  • Не самые высокие лётные характеристики

Благодарю компанию Davinci Gliders и её российского дилера Рината Сабитова ( http://altair-aero.ru/ ) за предоставление параплана на тесты.

Фото: И. Тарасова, А. Тарасов.

comments powered by HyperComments
Производитель Davinci
Сертификация EN A
Информация на сайте производителя dv-gliders.com
Информация на сайте дилера altair-aero.ru
Класс Учебный, для полётов на точность
Год разработки 2017
Технические характеристики
размер M
площадь, м2 25,1
удлинение 4,7
удлинение проекц. 3,38
число секций 36
число закрытых секций 8
высота стропления, м 7,15
схема стропления A2A'1B4C3
масса крыла, кг 5,3
полётный вес, кг 80-105
ткань Dokdo 30DFM 41 g/m²
стропы Edelrid, Liros
Условия тестирования
места полётов Тенерифе
подвесные системы Sky Country SeCtor
полётный вес 100 кг
Результаты
качество изготовления
8/10
долговечность материалов
9/10
работа с крылом на земле
9/10
старт
9/10
Vtrim
8/10
Vmax
8/10
качество @Vtrim
8/10
качество @Vmax
7/10
Vymin
7/10
Vymin в спирали
6/10
управляемость клевантами
8/10
управляемость весом
7/10
точность управления
7/10
контроль курса в болтанку
8/10
информативность скорости
7/10
информативность клевант
7/10
информативность концов
6/10
комфорт в болтанку
10/10
стойкость к сложениям @Vtrim
10/10
стойкость к сложениям @Vmax
10/10
асимметричное сложение
10/10
полёт на малой скорости
10/10
подсрыв
9/10
Средняя оценка
8.17
1