ParAAvis Rio: блеск и никакой нищеты

Существует поверье, что отечественное парапланостроение -- оно как отечественный автопром. Но современный ПарААвис, похоже, объявил полномасштабную войну этому предрассудку. После очень успешного "интермедиата" Joy на рынок выходит первый тандем обновлённого ПарААвиса: Rio.

Конструкция

Борьбу с предрассудками за господство в воздухе, тьфу, на рынке ПарААвис решил начать с материалов. Передняя кромка подопытного радует ныне почти забытым «гельвенором». Причём это «гельвенор» новейших артикулов, который при меньшей плотности должен быть не менее долговечным, чем пудовые «эл-це-эны» конца прошлого века. Браво! На время тест-драйва мне неизвестен ни один тандем из такого материала.

Ядрёный хай-тек, начавшись с верха передней кромки подопытного, плавно перетекает вниз и внутрь. Естественно, передняя кромка щедро оснащена почти неизбежными ныне лесками. Плюсы этого решения уже хорошо известны — это более простой старт и высокая стойкость к сложениям — а с минусами лесок (агрессивное и непредсказуемое поведение крыла при выходе из опасных режимов) ПарААвис научился бороться ещё при создании Джоя. А между тем тандемов с лесками на рынке пока не большинство. Стропление у подопытного по-разумному консервативное — безоплёточных строп обнаружить не удалось, а для тандема это означает увеличенный ресурс стропления и отстутствие проблем на сложных стартах. Но больше всего впечатлили свободные концы. Пионер в области применения софтлинков и облегчённых концов, ПарААвис остался верен себе: концы Рио имеют весьма аскетичный внешний вид и поначалу производят слегка даже пугающее впечатление. Узкая дайнимовая лента в защитной оплётке выдерживает больше 2 тонн на разрыв — это большой запас прочности, но субтильного вида основные петли подцепа не воспринимаются как прочные. Впрочем, дело привычки... Длина концов очень невелика — для тандема это плюс. Благодаря софтлинкам концы имеют очень небольшой вес и не стремятся путаться. Минус-триммера имеют солидный ход; работать с ними очень удобно благодаря пластиковому шарику, нагружать который руками намного удобнее, чем скользкую ленту. Здоровенные клеванты имеют мягкую неопреновую оболочку — при «тандемных» усилиях на клевантах это очень кстати.

Ещё одна особенность Рио, которая поначалу не бросилась мне в глаза — его невысокая масса: 8 кг для тандема площадью 42 кв.м. — это очень немного. «Виноваты» в этом, вероятно, всё тот же лёгкий гельвенор плюс некоторые хитрые конструктивные решения вроде облегчённых косынок.

Формой крыла Рио практически не отличается от ставшего уже знаменитым Джоя. Да и конструктивные приёмы у этих аппаратов во многом похожи. Судя по всему, Рио был создан путём масштабирования Джоя, что не смущает, а скорее радует.

Старт, работа с крылом на земле

Для тандемов это очень критичная часть характера крыла. И Рио меня в этом плане не разочаровал. К сожалению, за время тест-драйва не удалось стартовать на Рио в полный штиль (это наиболее критичные для тандемов условия на старте), но при слабом и умеренном ветре проблем не обнаружилось. Рио плавно, спокойно выходит в полётное положение, достаточно легко прощая ошибки пилота и не имея выраженной склонности ни к завалу назад, ни к «выстреливанию» вперёд. Масса крыла достаточно невелика — около 8 кг — и это, вероятно, одна из причин столь приятного поведения Рио на старте. Выйдя в положение над головой, Рио остаётся в нём и ведёт себя очень стабильно, позволяя даже позаниматься с пассажиром граунд-хэндлингом. Скорость отрыва у Рио даже при зажатых клевантах достаточно велика — разбегаться надо от души (особенно это касается пассажира!), зато при старте в умеренный и сильный ветер старт протекает достаточно спокойно и плавно. Вывести Рио над головой без помощников получается при ветре примерно до 7-8 м/с; при более сильном ветре взлёт тоже возможен, но крайне желательно иметь одного-двух помощников, потому что усилия в начальной фазе подъёма становятся достаточно велики.

Всё вышеописанное относится к старту с полностью затянутыми триммерами. Так как триммера у Рио выполняют роль акселератора, пробовать старт на отпущенных триммерах даже не пытался.

Посадка

Да, для тандема это отдельная — и очень важная! — глава тест-драйва. Эффективность клевант у Рио несколько выше среднего, при грамотном пилотировании можно затормозить аппарат практически «в нуль» даже при слабом ветре. Интересно, что для мягкой посадки Рио не требует переразгона, который обязателен для очень «энергоёмких» тандемов типа озоновских Магнумов. Посадка с переразгоном позволяет добиться почти нулевых скоростей при касании земли, но требует большого свободного пространства и высокой точности пилотирования. Рио же позволяет заходить на посадку при зажатии клевант примерно на 40% их полного хода. При этом остаётся ещё достаточный запас хода для финального торможения. На мой взгляд, это очень большой плюс, когда нужно заходить на ограниченные, да и вообще на проблемные посадки.

Полёт

Очень интересная смесь ощущений. По большому счёту, современные тандемы делятся на три группы: любительские — для редких эпизодических полётов с роднёй и друзьями, профессиональные — для коммерческого тандемного «извоза», и спортивные — для дальних маршрутных полётов. Так вот, Рио очень сложно определить в какую-либо из этих групп, потому что он, похоже, способен занять достойное место в каждой из них!

Летучесть. Рио, конечно, не дотягивает до уровня откровенно маршрутных тандемов типа Axis Vega Duo (и тем более монстров вроде Axis Venus3 Tandem) — но в то же время превосходит по летучести типичные профессиональные тандемы двух-трёхлетней давности. По совокупности ЛТХ из известных мне тандемов ближе всего к Рио подбирается, пожалуй, Axis Sirius — а это тандем с достаточно большой маршрутной амбицией. Точных цифр не назову, но летучести Рио вполне хватает для уверенных маршрутных полётов даже в несильную погоду и против ощутимого встречного ветра, что у тандемов встречается нечасто. Минус-триммера весьма эффективны — скорость возрастает километров на 12-15 в час, при этом аэродинамическое качество падает незначительно. Параллельный полёт с примерно равно нагруженным тандемом BiGolden2 (один из лучших универсальных тандемов 2011-2012 года) показал примерное равенство скоростей с некоторым преимуществом Рио по глайду (углу планирования). Скорость снижения у Рио тоже не разочаровывает — парить на этом тандеме получается достаточно легко.

Манёвренность. Тест-пилот ПарААвиса Толя Ломовцев клялся и божился, что в настройку клевант у Рио была вложена масса сил — и я ему верю. Результат не разочаровывает. Даже с тяжёлым пассажиром на борту клеванты у Рио не становятся слишком тяжёлыми, а с лёгкой пассажиркой я обрабатывал термики практически как на одноместном аппарате. Очень хорошо чувствуется, то Рио — близкий родственник Джоя: естественно, никакой тандем не может реагировать на работу клевантами так же остро и быстро, как параплан-«одиночка» — но на фоне прочих тандемов Рио приятно выделяется умеренной нагрузкой на клевантах и повышенной чуткостью в реакциях. Очень хороший способ прочувствовать клеванты тандема — полетать с тяжёлым пассажиром в предельно слабых условиях, и этот тест Рио отнюдь не провалил. После 10-15 минут в очень слабом динамике руки у пилота всё ещё не отваливались, а вёрткость Рио без проблем позволяла вписываться в узкую из-за слабого ветра зону парения. Термический вираж у Рио прост и приятен: реакция на клеванты практически линейная, без заметных запаздываний и сложных переходных процессов. После одноместной техники, конечно, несколько не хватает возможности управлять весом — но продвинутый пассажир может в этом помочь. В целом манёвренности Рио вполне хватает на то, чтобы без проблем обработать несильный и неширокий, причём достаточно турбулентный поток. В одном из полётов, сконцентрировавшись на термике, не заметил, как удалось выпарить в термике выше нескольких одноместных аппаратов. В потоке не возникает ощущения постоянной борьбы с ним — Рио спокойно «вгрызается» в поток, не требуя от пилота быстрых и точных движений. В целом — очень комфортно. Любителям выжать из пассажиров женского пола громкие визги на винговерах Рио тоже хорошо подойдёт: на больших ходах клевант остроты управления вполне достаточно для того, чтобы достигнуть крена 90 градусов за пару-тройку движений.

Комфорт и информативность. Несмотря на достаточно «взрослую» летучесть, Рио показался мне более комфортным, чем его ближайший (на мой взгляд) конкурент — Axis Sirius. В болтанку Рио совершает очень мало лишних движений, но склонен шуршать и похрустывать жёстким нервюрным скайтексом. Это забавно, но такие звуки составляют значительную долю информативности Рио. Стропы у этого тандема не слишком длинные, профиль, судя по всему, близок к автостабильному — поэтому выраженных движений по тангажу и изменений скорости от Рио не дождёшься. Зато довольно заметно меняется нагрузка на клевантах. Возможно, это связано с тем, что они у Рио нагружены сильнее, чем у одноместных аппаратов — но в любом случае ориентироваться по изменениям нагрузки на руках с Рио получается достаточно легко.

Динамика и энергоёмкость. Первой у Рио не так и много, второй — хватает с запасом. Этот тандем способен накапливать достаточно много энергии, но все переходные процессы у Рио протекают достаточно плавно и спокойно, не заставляя нервничать ни пилота, ни пассажира. Выше писал, что посадка с переразгоном для Рио необязательна — но при необходимости выполняется она не хуже, чем на Магнумах. Винговеры и прочие энергичные манёвры выполняются с некоторой ленцой, зато мягко, и их очень легко контролировать.

Выводы

Похоже, что компания ПарААвис уже пару лет ведёт себя как настоящий агрессор, после нескольких лет затишья решительно отвоёвывающий заметую долю российского парапланерного рынка. И Рио — яркое воплощение того, на что способен обновлённый ПарААвис. Как и любое удачное изделие, Рио весьма универсален, парадоксальным образом сочетая долговечность материалов и приятный старт, комфортное поведение и неожиданно высокую летучесть. Стандартные рамки применимости тандемов для Рио слишком тесны — он одинаково хорош для очень разных областей применения. Единственное амплуа, в котором Рио не сможет блистать — это амплуа «спускового» тандема, аппарата с намеренно заниженными лётными характеристиками для выполнения максимально возможного количества коротких буксировочных полётов в течение одной лётной смены. Маршруты? Пожалуйста! Покатушки с пассажирами весом от никакого до огого? Сколько угодно! Пару раз в году прокатить тёщу и друзей? Ну, гм, тоже вполне (хотя для такой задачи можно использовать и существенно менее амбициозные тандемы). В общем, ПарААвис можно поздравить с очередной удачей, а тандемный мир — с появлением очень «сердитого» универсала, который определённо способен отвоевать себе на тандемном рынке очень широкую нишу.

Плюсы

  • Уникальная, лёгкая, но долговечная ткань Gelvenor новых артикулов
  • Низкая масса параплана
  • Хорошее поведение на взлёте и посадке
  • В целом достаточно высокие лётные характеристики
  • Приятная манёвренность, нетяжёлые клеванты

Минусы

  • Не найдено

Особенности

  • Инновационные свободные концы

Благодарю тест-пилота компании ПарААвис Анатолия Ломовцева за предоставление аппарата на тесты.

Благодарю Романа и Наталью Савельевых и Кирилла Гаревского за помощь в проведении тест-драйва.

Фото: Анатолий Ломовцев.

comments powered by HyperComments
Производитель ParAAvis
Информация на сайте производителя paraavis.com
Класс тандем
Год разработки 2013
Технические характеристики
Условия тестирования
места полётов Юца
подвесные системы Sup'Air
полётный вес, кг 140-190 (с разными пассажирами)
Результаты
качество изготовления
10/10
долговечность материалов
10/10
работа с крылом на земле
9/10
старт
9/10
посадка
9/10
Vtrim
9/10
Vmax
9/10
качество @Vtrim
8/10
качество @Vmax
8/10
Vymin
8/10
Vymin в спирали
8/10
управляемость клевантами
8/10
точность управления
8/10
нагрузка на клевантах
8/10
контроль курса в болтанку
9/10
информативность скорости
7/10
информативность клевант
9/10
информативность концов
7/10
комфорт в болтанку
8/10
стойкость к сложениям @Vtrim
8/10
стойкость к сложениям @Vmax
8/10
Средняя оценка
8.43