AirDesign Rise: подъём настроения

Крылья Airdesign уже успели завоевать устойчивую хорошую репутацию в России. Отличная летучесть, спокойный характер, современная конструкция -- всё при них, и только фирменная "эйрдизайновская" манёвренность может вызывать некоторые нарекания. Что же касается нашего сегодняшнего подопытного -- на момент тест-драйва Rise присутствует на рынке уже больше двух лет, постепенно превращаясь в этакую классику современного парапланостроения.

Конструкция

Весьма амбициозная, что вообще характерно для Airdesign. Амбиция начинается с удлинения — даже сейчас, в 2013 году, удлинение 5,7 близко к пределу возможного для парапланов с сертификацией EN B, а на время выхода конкурировать с Райзом по этому параметру могли лишь несколько аппаратов (например, Windtech Zenith и Gradient Nevada). Форма крыла при этом достаточно спокойная, неагрессивная. Интересно, что при своём высоком удлинении Rise обладает к тому же ещё и малой арочностью, что сулит очень высокую летучесть и некоторые затруднения с манёвренностью. С точки зрения современных технологий придраться не к чему — Rise «упакован» по самое не хочу: длинные лески в передней кромке, безоплёточные стропы в верхних ярусах стропления, небольшое число строп, узенькие свободные концы. Стропление у подопытного по нынешним меркам достаточно высокое, что, впрочем, тоже характерно для техники Airdesign. Цветовой дизайн позволяет однозначно идентифицировать Rise как изделие фирмы Airdesign, тут всё стандартно. Удивляет разве что зелёная буква R в слове Rise на одном из «ушей» крыла. Впрочем, мы тут тест-драйвом занимаемся, а не обсуждением дизайна...

Подъём, работа с крылом на земле

Отлично. При работе с крылом на земле Rise ведёт себя спокойно и сбалансированно. Этот аппарат трудно причислить к «передним» или «задним» крыльям — при подъёме Rise не стремится ни завалиться назад, ни «выстрелить» вперёд, перелетая пилота. Подъём крыла происходит равномерно, спокойно и предсказуемо — даже в сложных условиях старта, например, в Чегеме. Реакция на работу весом и руками в процессе подъёма спокойная, ошибки исправлять удаётся без большого труда, но не надо ожидать от Rise мгновенной, взрывной реакции на действия пилота. Возвращаясь в положение над головой после случайно возникшего (или намеренно созданного пилотом) крена, Rise откликается на движения рук и тела с лёгким запаздыванием и не слишком охотно. Впрочем, для не слишком продвинутых пилотов с грубоватой моторикой это однозначный плюс крыла. Положить Rise «ухом» на землю труда не составляет, но получается это не так быстро и лихо, как на более острых в реакциях «интермедиатах». Опять-таки это не придирка, а просто констатация факта, наверняка многим понравится такое спокойное поведение.

Полёт

Чего ожидали — то и получили. Всё-таки Airdesign очень чётко придерживается своей фирменной философии проектирования и доводки. Как и следовало ожидать, Rise представляет из себя приятно расслабляющий коктейль из приличной летучести, высокого комфорта, отличной пассивной безопасности (и это при удлинении под 6!) и, увы, умеренной манёвренности.

Летучесть. Сильной стороной техники Airdesign с самого начала было высокое аэродинамическое качество, в том числе и в правой части поляры. Rise в этом отношении не разочаровывает — тягаться с нашим подопытным по этому параметру могут, пожалуй, только самые современные крылья EN B. В частности, параллельные полёты с UP Kantega XC2, на время тест-драйва претендующим на лидерство по совокупным ЛТХ в классе EN B, показали лишь незначительное превосходство Кантеги по углу планирования на первой ступени акселератора. На режиме максимальной скорости Rise оказался быстрее, но несколько уступил Кантеге по углу планирования. К сожалению, не имел возможности провести параллельные полёты со Swing Mistral7 и Skywalk Chili3, но думаю, что Rise очень близок к этим крыльям по максимальному аэродинамическому качеству.

Очень впечатлила максимальная скорость Райза: прирост скорости на первой ступени акселератора — около 10 км/ч, на второй — примерно 15-17 км/ч! Из честно получивших сертификацию EN B конкурировать с Райзом по максимальной скорости могут, пожалуй, только Swing Mistral7 (но он ведёт себя несколько более нервно) и, возможно, Windtech Zenith. Великолепный результат, выводящий Rise в лидеры своего класса.

Минимальная скорость снижения — без чудес, проблем с парением не возникало ни разу. Как и положено крылу с достаточно высоким аэродинамическим качеством, Rise не склонен «сыпаться» в компактных термических спиралях и поощряет пилота работать в термиках с большими кренами и на высокой скорости.

Манёвренность. Определённо не сильная сторона подопытного. Выраженного запаздывания на работу руками и корпусом в полёте не обнаружилось, но острота реакции Райза на управление едва ли заслуживает обозначения словом «острота». Для получения вменяемого отклика руки приходится опускать достаточно низко, примерно до основных карабинов, если не ещё ниже. Работая в узких сильных термиках у чегемских скал, я постоянно ощущал желание дожать внутреннюю клеванту — и постоянно вынужден был себя удерживать от этого, ибо коридорчик между началом действительно энергичной реакции на клеванты и срывом у Райза, на мой вкус, оказался очень неширок. Реакция на вес у подопытного чуть получше, но тоже без чудес. Замечу, что в паре с Райзом я использовал очень чувствительную «бездосочную» подвеску Nearbirds Zippy; с подвесками более традиционной конструкции реакция Райза на вес, вероятно, будет ещё более спокойной. Впрочем, не так уж всё страшно, как могло бы показаться после прочтения предыдущего абзаца: стоит приноровиться к спокойному характеру крыла, начать пилотировать чуть более раскованно и энергично, чем этого требуют более острые в реакциях «интермедиаты» — и Rise начинает очень убедительно ввинчиваться даже в довольно узкие потоки. Напомню, что Райз реагирует на управление хоть и спокойно, но довольно быстро — и эта быстрота спасает, когда нужно резко довернуть в ядро или, наоборот, энергично отойти от нагретой горным солнцем отвесной скалы. Лично мне такой «почти брутальный» стиль пилотирования не очень по душе, но право на жизнь он, безусловно, имеет.

Комфорт и информативность. Ладно, манёвренность поругали — пора и похвалить подопытного. Пожалуй, на время тест-драйва на верхней границе класса EN B нет более спокойного и комфортного крыла, чем Rise. Построенная в похожей идеологии Gradient Nevada, в отличие от Райза, склонна извиваться и махать консолями; Swing Mistral7 в целом более строг в пилотировании; Skywalk Chili3 управляется более остро и больше требует от пилота. Про Менторы от NOVA упоминать не буду — эти крылья соответствуют классу B лишь формально. В болтанку Rise ведёт себя настолько спокойно, что про удлинение 5,7 забываешь очень быстро, а потом как-то постепенно начинаешь забывать и про болтанку как таковую. Даже в ядрёных чегемских термиках Rise не совершил ни единого резкого движения, и лишь очень немногочисленные позывы к сложениям служили для меня признаком того, что болтанка действительно сильна. При этом, в отличие от намеренно «затупленных» крыльев вроде GIN Atlas, Rise сохраняет вполне приличную информативность. Как и другие аппараты с высоким строплением, Rise охотно «играет» воздушной скоростью, предупреждая о близости потока и входе в него, а если этой информации недостаточно — достаточно обратить больше внимания на изменения нагрузки на клевантах, которые весьма информативны. Стойкость к сложениям у Райза просто выдающаяся — конечно, даже этот аппарат может в конце концов сложиться, но найти соответствующего качества турбулентность удалось только над знаменитой чегемской «пирамидой», где у Райза один раз почти сложилось почти 40% размаха. В целом сочетание комфорта и информативности у Райза получилось просто уникальное. Очень часто комфорт и информативность входят в противоречие — чем больше информативности, тем меньше комфорта и наоборот — но с Райзом этого, к счастью, не случилось. Комфорта много, информативности тоже хватает!

Динамика и энергоёмкость. На среднем уровне, с особенностями. Особенности, скорее всего, объясняются приличной высотой стропления. Rise не спеша, но основательно накапливает энергию — и так же неторопливо, но мощно её отдаёт, давая пилоту время на вмешательство. Особенно приятно такое поведение подопытного на винговерах: пожалуй, Rise — одно из лучших крыльев для основательного изучения этой фигуры. Фирменная стойкость к сложениям позволяет не бояться за внешнюю консоль, приличная энергоёмкость позволяет с пары-тройки движений добиться кренов за 90 градусов, а отсутствие резкости в реакциях на управление допускает некоторую — простительную пилотам-«послешкольникам»! — грубость в пилотировании. Посадка с переразгоном у Райза в целом получается, однако без той резвости и лихости, которые свойственны более «энергоёмким» аппаратам вроде NOVA Mentor2. По совокупности — нормально.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Отлично. Пожалуй, именно с Райза началась эра крыльев с лесками, способных вменяемо вести себя на выходе из асимметричного сложения. Сложить Rise оказалось ожидаемо физически тяжело. Зато раскрытие происходит так, как будто никаких лесок в передней кромке у Райза нет и не было: быстро, плавно, постепенно. Выход в нормальный полёт несколько растянут по времени, зато происходит без лишней резкости. Косой клевок и курсовое отклонение несколько выше среднего для класса EN B — 50-60 и 80-100 градусов соответственно; потеря высоты тоже несколько больше среднего — до 20 метров. Но при минимальном вмешательстве пилота выход из сложения происходит намного быстрее, с меньшими клевками и отклонениями по курсу.

Фронтальное сложение

Отлично. На выходе нет ни резкости, ни тенденции к парашютированию. Rise попросту падает метров на 15 вниз, после чего с коротким клевком «хапает» заборниками воздух и почти моментально возвращается в нормальный полёт.

Подсрыв

Синтетичен. Проще говоря, вызвать режим очень сложно — что искусственно, что, тем более, в реальной жизни. Мешают прогрессирующее нарастание нагрузки на руки и менее выраженное стремление аппарата свалиться в крутую спираль. На границе срыва нагрузка на руку становится столь велика, что достичь её случайно получится вряд ли. Собственно подсрыв всё-таки возможен, падение нагрузки на руку выражено хорошо. Выход из режима при быстром приотпускании внутренней руки — мгновенный, без значительных движений по крену и тангажу.

Режимы быстрого спуска

«Уши»

Хорошо. Важно не переборщить с ходом «ушной» стропы — если её перетянуть, режим быстро становится нестабильным. Оптимальный ход «ушной» стропы — примерно 30 сантиметров. Площадь сложенных законцовок при этом невелика, зато режим вполне стабилен; снижение возрастает примерно до −2 м/с. Раскрытие после отпускания строп несколько замедленное, может потребоваться помощь весом или клевантами.

«Уши» + акселератор

Хорошо. При оптимальном ходе рук режим остаётся вполне стабильным и на акселераторе; снижение вырастает примерно до −3 м/с.

B-срыв

Отлично. При умеренном втягивании B-рядов режим весьма стабилен, а скорость снижения может доходить примерно до −7 м/с. Выход при быстром отпускании рядов практически мгновенный, аппарат клюёт слабо, зато очень быстро набирает скорость и выходит в нормальный полёт.

Выводы

В целом Rise, безусловно, удался и продолжает оставаться актуальным, интересным крылом, хотя на время тест-драйва присутствует на рынке больше двух лет. Лучше всего Rise проявит себя в несколько необычной роли «первого продвинутого интермедиата»: высокая даже по меркам 2013 года летучесть сочетается у этого крыла с великолепным комфортом, спокойным характером и честно соответствующей EN B пассивной безопасностью. Слабая сторона Райза — манёвренность: пилотам, любящим «острые», ярко откликающиеся на управление аппараты, Rise вряд ли подойдёт. По совокупности характеристик Rise лучше всего использовать в сильных (в частности, горных) условиях: летучести и безопасности хватает с запасом, а управляемость в сильную погоду не очень критична. Минимальный потребный налёт — часов 15, причём этот минимум определяется скорее специфической манёвренностью, чем пассивной безопасностью, позволяющей учить «с нуля».

Плюсы

  • Очень спокойный характер, комфортное поведение даже в сильную болтанку
  • Высокая стойкость к сложениям
  • Высокая максимальная скорость
  • В целом высокие лётные характеристики
  • Высокая пассивная безопасность

Минусы

  • Невысокая управляемость


Фото: Андрей Собетов.

Благодарю Дарью Рябинину, дилера Airdesign в России, за предоставление аппарата на тесты.

Благодарю Романа и Наталью Савельевых и Кирилла Гаревского за помощь в проведении тест-драйва.

comments powered by HyperComments
Производитель AirDesign
Сертификация EN B, LTF B
Информация на сайте производителя ad-gliders.com
Информация на сайте дилера
Класс High Intermediate
Год разработки 2011
Технические характеристики
размер M
площадь, м2 27.15
удлинение 5,69
удлинение проекц. 4,18
число секций 49
высота стропления, м 7,95
длина строп, м 289
схема стропления 3A4B2C
масса крыла, кг 6,2
полётный вес, кг 85-105
материалы Skytex 40, Dokdo, Edelrid
Условия тестирования
места полётов Юца, Чегем
подвесные системы Nearbirds Zippy
полётный вес 90 кг
Результаты
качество изготовления
9/10
долговечность материалов
7/10
работа с крылом на земле
9/10
старт
9/10
Vtrim
8/10
Vmax
9/10
качество @Vtrim
8/10
качество @Vmax
8/10
Vymin
8/10
Vymin в спирали
8/10
управляемость клевантами
6/10
управляемость весом
7/10
точность управления
7/10
контроль курса в болтанку
9/10
информативность скорости
7/10
информативность клевант
8/10
информативность концов
7/10
комфорт в болтанку
9/10
стойкость к сложениям @Vtrim
10/10
стойкость к сложениям @Vmax
9/10
асимметричное сложение
8/10
фронтальное сложение
9/10
подсрыв
9/10
крутая спираль
9/10
уши
8/10
уши+акселератор
8/10
Средняя оценка
8.19