Sky Country SCooter: their happy hardcore

Год 2014 стал для Sky Country годом перемен. Меняется фирменный стиль, меняется философия крыльев. Яркое воплощение всего нового, что есть у Sky Country -- "продвинутый интермедиат" SCooter.

Конструкция

Если коротко — то актуальная. Несколько лет Sky Country старались удерживаться от использования лесок в конструкциях своих парапланов — но прогресс на месте не стоит. Да, лески присутствуют, причём достаточно выраженные. В расстеленном состоянии передняя кромка держится только на них — никаких других жёстких элементов в носках неврюр не наблюдается. Естественно, присутствуют стяжки вдоль размаха и дополнительные полунервюры в задней части хорды. И система рифовки задней кромки тоже в наличии. Формой крыла SCooter одновременно похож и непохож на прежние изделия Sky Country — знакомые полукруглые заборники сочетаются с непривычной формой «ушей» и крыла в целом. При сильно зажатых клевантах задняя кромка приобретает необычную, но очень эстетичную форму. По форме крыла трудно понять, как поведёт себя SCooter в воздухе — агрессивно или спокойно. Интрига... Отдельного упоминания заслуживает цветовая схема. Очень специфичная, непохожая на привычный по другим аппаратам этой фирмы росчерк через всё крыло. Мне не очень понравилось, впрочем, дело вкуса.

Стропление. Sky Country любят тщательно выбирать хитрые сочетания строп по разным ярусам, и наш фигурант — не исключение. Безоплёточные стропы минимальных номиналов в верхних ярусах, обычный оплёточный арамид в нижних. Количество строп вполне традиционное (для «трёхрядки») : A2A’1B3C4.

Свободные концы — традиционные для Sky Country новой волны. Узкая 12-миллиметровая лента, проводка акселератора с дюралевой бусиной системы overdrive, коннекторы вместо крючьев Бруммеля. Ручки клевант — большие, удобные, на кнопках.

Подъём, работа с крылом на земле

Отлично. SCooter приятно сочетает в меру динамичный характер и обязательную для «интермедиатов» способность прощать ошибки не очень опытного пилота. В полётное положение крыло выходит легко, но спокойно, без лишней резкости, практически не требуя работы клевантами даже в сильный ветер. Интересно, что SCooter — один из немногих «интермедиатов», позволяющих легко поднять себя просто рывком корпуса или нагружением всех рядов одновременно. Удерживать SCooter над головой тоже не составляет труда — нет тенденции ни к завалу назад, ни к уходу вперёд. Уже на земле заметна становится одна из главных особенностей подопытного — великолепная, без преувеличений, реакция на клеванты. Для классического «интермедиата» её, вероятно, даже многовато — но ведь перед нами «продвинутый интермедиат», самый верх класса! «Продвинутая наземка» вроде плавного касания земли «ухом» и плавного вывода крыла обратно в полётное положение требует от пилота хорошей точности управляющих движений — но связано это только и только с высокой чувствительностью клевант. Сложновато для типичного курсанта лётной школы, полный восторг для более продвинутых пилотов.

Полёт

Честно говоря, ещё до начала теста я начал опасаться, что новейшее изделие от Sky Country не выдержит дуэльного теста с не менее новейшим изделием от Axis — Comet2. Причины для опасений были весьма серьёзные — очень высокая заявленная скорость у Комета и, наоборот, намеренно ограниченная производителем максимальная скорость у SCooter. Реальность же оказалась очень любопытная. Да, по скорости SCooter действительно от Комета отстаёт, но ни один из этих аппаратов не имеет явного преимущества над другим. Причина — манёвренность! Самая сильная сторона Скутера.

Начнём, впрочем, с летучести. Вооружившись честной трубкой Пито от Flymaster, провожу контрольный замер в юцком динамике. Балансировочная скорость Скутера при высокой загрузке определённо радует — не меньше 40 км/ч. Акселератор у Скутера работает своеобразно. Умеренно нагруженная первая ступень разгоняет SCooter примерно на 5 км/ч — вполне нормальное значение для «интермедиата», без чудес. Аэродинамическое качество на применение первой ступени практически никак не реагирует — что приятно и постепенно становится привычным в классе «продвинутых интермедиатов». Доехав до нижнего ролика системы акселерации, бусина overdrive заклинивает этот ролик, и акселератор мгновенно тяжелеет. Впрочем, и хода у него при этом остаётся совсем немного. С ощутимым усилием дожимаем акселератор до схождения блочков — и наблюдаем на экране флайт-компьютера цифры в районе 50-52 км/ч. Ммм, неплохо — лучше, чем предупреждал производитель. В принципе, это типичное значение скорости для «интермедиатов», и только общая амбиция, заложенная в конструкцию, позволяет робко предположить, что SCooter мог бы иметь скорость и повыше. Глайд на максимальной скорости, впрочем, падает несильно — а это для «интермедиатов» уже очень, очень приятный бонус. Вообще говоря, по «глайду» SCooter сравним с типичными «перформансами» 2-3-летней давности и явно поднимается над средним уровнем современного класса Intermediate. Пролёт пары километров против ветра с «эталонной» BGD Tala показал примерный паритет по глайду; при этом владелец Скутера может пользоваться акселератором в более серьёзную болтанку.

Манёвренность. О, да! Она заслуживает того, чтобы торжественно вынести её в отдельный абзац. Буквально с первых секунд полёта становится понятно, с чем мы имеем дело. Люфт клевант в заводской регулировке отсутствует полностью, а реакция аппарата на клеванты начинается с первого сантиметра их хода. И какая это реакция! Взрывная, чёткая, мгновенная. Но не пугающая — потому что SCooter обладает ровно той остротой реакции на клеванты, которая ещё позволяет относить его к «интермедиатам», пусть и по верхней границе этого класса техники. Пожалуй, потягаться в этом отношении со Скутером смогла бы только легендарная Carrera от GIN — но тут стоит вспомнить о том, что к сонму крыльев класса EN B она принадлежит лишь формально, а на деле это весьма продвинутый «перфоманс». Ещё одна яркая особенность Скутера — это его великолепная способность «идти за рукой» и чётко удерживать термическую спираль даже в рваную погоду. Термический вираж на Скутере выглядит так: короткая дача руки и небольшое движение весом — и аппарат уже стоит в нужном крене, плотно, ощутимо опираясь на воздух. Смена радиуса или крена происходит так же: короткое управляющее движение — и почти немедленное упругое «перепрыгивание» на нужный радиус. Такое поведение встретишь не у каждого «перформанса», а в классе «интермедиат» это большая редкость, если вообще не прецедент. Взаимопонимание с крылом возникло у меня мгновенно, с первой минуты полёта. Привыкание может потребоваться только в случае недостаточно точной моторики — пилотам с руками, выросшими из неподходящего место под неправильным углом, SCooter может показаться не очень простым крылом, но это «лечится» регулярной практикой.

Комфорт и информативность. Для «продвинутых интермедиатов» баланс этих двух противоположных понятий обычно очень сложен, а порой — даже мучителен. Но не таков наш нынешний фигурант! В болтанку SCooter ведёт себя очень интересно и достаточно необычно. Приличное удлинение и высокая летучесть, само собой, порождают частые и довольно энергичные движения крыла над головой — но амплитуда этих движений загадочным образом оказывается очень невелика, в среднем градусов 20-30. Качнувшись по тангажу, SCooter быстро, «пружинно», в одно-два движения демпфирует возникшие колебания и не стремится изображать «крылатые качели». По крену ситуация похожая, хотя амплитуда движений может быть побольше, а раскачка может продолжаться чуть дольше. В результате очень быстро возникает чувство надёжности — впечатляясь энергии движений крыла над головой, одновременно понимаешь, что в следующие пару секунд крыло всё равно вернётся в исходное положение. Примерно в том же духе меняется у Скутера и воздушная скорость: диапазон изменений велик, но, разогнавшись или потеряв скорость, SCooter очень быстро её восстанавливает. Необычное поведение, яркий, узнаваемый и запоминающйся характер. А теперь самое время вспомнить о клевантах. Нулевой люфт и очень быстро нарастающая нагрузка на руки создают информативность, типичную для существенно более «продвинутой» техники. В руках недостаточно опытного пилота это не будет проблемой, а истинные ценители чуткой техники и высокой информативности будут в восторге. В том же ключе меняется и нагрузка на свободные концы: большой диапазон изменений и высокая чувствительность к болтанке и действиям пилота сочетаются со способностью быстро возвращаться в исходное состояние. В целом ощущения от полёта на Скутере в болтанку — это все плюсы спортивной техники без её минусов: информативность в целом очень высока, а комфорт остаётся на вполне приемлемом для «интермедиатов» уровне.

Динамика и энергоёмкость. Собственно, остаётся добавить немногое к написанному выше. Энергоёмкость Скутера очень велика, но благодаря отличному демпфированию большой запас энергии не создаёт проблем и остаётся подконтролен пилоту. «Продвинутому» пилоту не составит труда «притереть» SCooter к намеченной точке посадки с эффектным переразгоном — причём это касается даже посадки на склон. Для начинающих пилотов энергоёмкость Скутера, несомненно, избыточна — но этот аппарат и не предназначен для обучения.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Между «хорошо с минусом» и «удовлетворительно». Нет, требованиям EN B наш подопытный вроде как соответствует — но насколько же резко всё происходит! Как будто над головой — не «продвинутый интермедиат», а какой-нибудь суровый «хай-перформанс». Вызвать сложение физически тяжело, передние ряды нагружены очень сильно, и их приходится «проламывать», практически подтягиваясь на руках. Аппарат героически сопротивляется до последнего, а потом — в лучших традициях спортивной техники! — складывается резко и мощно. Бросаем A-ряд — и через долю секунды «парашютный» грохот и мощный удар по подвеске извещают нас о том, что консоль уже раскрылась! Аппарат к этому моменту уже успевает набрать скорость — поэтому после раскрытия SCooter первым делом улетает в крен на несложенную сторону. И, надо сказать, неслабо так улетает. Быстрота и амплитуда манёвра совершенно нетипичны для «интермедиатов», как, впрочем, и сам подобный манёвр как таковой. В процессе сложения и выхода из него пилота мощно «валяет» в подвеске из стороны в сторону, и контроль траектории при этом если и возможен, то с очень большим трудом. Впрочем, при полной пассивности пилота SCooter успевает отклониться по курсу всего лишь градусов на 90 — вполне допустимо для «интермедиата». Амплитуда косого клевка, наоборот, получается достаточно серьёзная — примерно 40-50 градусов. Потерю высоты на режиме измерить непросто, потому что в процессе выхода из режима аппарат резко взмывает. Кроме того, все асимметричные сложения у Скутера протекают по-разному, и предсказать для Скутера потерю высоты (да, впрочем, и углы отклонений) — задача, на мой взгляд, нерешаемая. Некоторым оправданием столь брутального поведения подопытного может служить его впечатляющая стойкость к сложениям, опять-таки характерная для техники более высоких классов.

Замечу ещё, что полноценного «боевого» сложения на Скутере получить не удалось, несмотря на довольно бодрую порой погоду. Единственное «почти-сложение», не вызванное работой с передними рядами, аппарат получил в процессе выхода из очень коряво выполненного винговера. Передняя кромка, разгрузившись, повисла на лесках — и через долю секунды аппарат, с глухим звуком хапнув воздуха, вернул себе исходную форму.

Фронтальное сложение

Пробовал, но не смог. Наверное, можно было заставить себя полноценно подтянуться на A-рядах — но, на мой взгляд, такая физкультура уже не является тестированием параплана на фронтальное сложение. А при вменяемых нагрузках на A-ряды SCooter не хочет складываться категорически. Возникает даже подозрение, что полноценное сложение возможно только со специальными стропами (процедура тестирования по EN это допускает).

Подсрыв из термической спирали

Хорошо с плюсом. Режим вполне можно вызвать, что на время написания теста встречается не всегда. Усилие на внутренней по спирали руке достаточно велико, чтобы чётко предупредить адекватного пилота о неадекватности его действий. В начале подсрыва законцовка деформируется слабо, предупреждающее падение нагрузки на руку присутствует, но выражено оно умеренно, не более. При быстром приотпускании внешней руки аппарат совершает короткий, но неожиданно мощный клевок и легко может быть удержан в термической спирали.

Выводы

SCooter — аппарат яркий, необычный и в чём-то неоднозначный. Впрочем, яркая и запоминающаяся техника и не может быть однозначной. На одной чаше весов — спортивный характер в виде великолепной манёвренности, чуткости и точности управления, обычно свойственной более серьёзным аппаратам, высокая жёсткость крыла, проявляющаяся в почти полном отсутствии паразитных движений и высочайшей стойкости к сложениям, и очень хороший «глайд». На другой — тоже спортивный характер в форме агрессивно и непредсказуемо протекающих тестовых сложений («боевое» получить в ходе тест-драйва так и не удалось)... и не впечатляющая, хотя и неплохая для «интермедиата», максимальная скорость. Кому можно порекомендовать такое крыло? Прежде всего — начинающим, но амбициозным спортсменам. Влетавшись в SCooter, его владелец в дальнейшем сможет достаточно легко и комфортно перейти на более продвинутые аппараты с сертификацией EN C. А если уровень амбиций пилота не соответствует его лётному мастерству — то SCooter быстро «объяснит» такому спортсмену, что к чему. Брутальный характер подопытного позволяет предположить, что SCooter больше подходит для сильной горной погоды, чем для спокойных равнинных термиков — хотя и на равнине этот аппарат не будет ограничивать своего пилота. Порог вхождения для Скутера достаточно высок — не менее 50 часов. Основными ограничениями становятся высокая чувствительность управления и... стойкость к сложениям. Да-да, аппараты вроде Скутера быстро могут приучить пилота к отсутствию сложений — но если «боевое» сложение всё-таки произойдёт, то оно может оказаться для пилота совершенно неожиданным и от того очень неприятным. Но если пилот действительно готов к Скутеру — то аппарат не разочарует своего владельца и наверняка позволит ему поднять своё лётное мастерство на качественно новый уровень.

Плюсы

  • Великолепная манёвренность, высокая чувствительность к управлению и отсутствие люфта клевант
  • Высокое аэродинамическое качество, в т.ч. и на акселераторе

Минусы

  • Резкое, непредсказуемое поведение на спровоцированных асимметричных сложениях

Особенности

  • Ограниченная производителем максимальная скорость

Благодарю Sky Country за предоставление параплана на тесты.

Фото: А. Тарасов.

comments powered by HyperComments
Производитель Sky Country
Сертификация EN B
Информация на сайте производителя sky-country.com
Класс advanced intermediate
Год разработки 2014
Технические характеристики
размер M
площадь, м2 26,8
удлинение 5,8
удлинение проекц. 4,07
число секций 57
схема стропления A2A'1B3C4
полётный вес, кг 80-100
ткань NewSkytex
стропление Edelrid A8000U, Liros TSL
Условия тестирования
места полётов Юца
подвесные системы Sup'Air Shamane
полётный вес 95 кг
Результаты
качество изготовления
8/10
долговечность материалов
8/10
работа с крылом на земле
9/10
старт
9/10
Vtrim
9/10
Vmax
7/10
качество @Vtrim
8/10
качество @Vmax
8/10
Vymin
8/10
Vymin в спирали
8/10
управляемость клевантами
10/10
управляемость весом
9/10
точность управления
10/10
контроль курса в болтанку
9/10
информативность скорости
8/10
информативность клевант
9/10
информативность концов
8/10
комфорт в болтанку
7/10
стойкость к сложениям @Vtrim
9/10
стойкость к сложениям @Vmax
8/10
асимметричное сложение
6/10
подсрыв
8/10
Средняя оценка
8.32
1