testfly // Phi Symphonia: спортивное купе A-класса

Phi Symphonia: спортивное купе A-класса

Старые кадры, новые фокусы: легендарный Папеш из Новы создал собственный брэнд. Встречаем EN A от Phi: Symphonia!

Конструкция

Загрузно. Особенно с учётом того, что перед нами первое изделие пока ещё малоизвестного производителя. Крыло досталось мне в скромном упаковочном мешке, без концертины. Добываем из него нашего фигуранта... Эээ, ну и фокусы! Концы любовно связаны обрезочком скайтекса, а стропы — в лучших традициях 90-х годов и легендарного СПП-30 — сплетены бесконечной петлёй! Не всякий современный пилот знает, что это такое и как с этим бороться. Вспоминаю детство, распускаю петли и могу наконец рассмотреть творение Папеша в деталях.

Концы. По ним традиционно встречают новый аппарат. Процентов на 90 конструкция концов совпадает с таковой у Nova, но есть и мелкие отличительные нюансы вроде очень хитрых магнитов. Никуда не делась фирменная нововская (или папешевская?) странность — огроменные подшипниковые блочки в проводке клевант. Такие блочки — да в систему акселерации бы! Но нет, акселератор у Симфонии оснащён более скромными, хотя и вполне приличными блочками. Строп мало, они тоненькие, хоть и в оплётке. Ручки клевант — ну, нормально, но не более.

А теперь полезем-ка мы вовнутрь крыла. На первый взгляд всё неплохо: аккуратный, явно плоттерный крой, вполне приличного качества пошив... но внимательный взгляд отмечает карандашную, от руки, разметку деталей кроя. По совокупности очень похоже, что Phi отшивается на каком-нибудь вьетнамском производстве — бюджетненько, но вполне пристойно, где-то на уровне S.E.A. Зато впечатляют сложность и объём кроя: похоже, Папеш решил навертеть здоровенных дырок в каждой детали, которая допускает хоть какое-то облегчение. На просвет и при взгляде внутрь заборников Симфония больше похожа на какой-нибудь маасдам, чем на параплан. Дырками щедро усыпана даже широченная продольная стяжка, поставленная не как у всех — примерно по 50% хорды.

Отступаем от крыла на длину строп, чтобы полюбоваться на форму крыла, готового к старту в лёгком вечернем бризе. Своеобразно! Удлинение вполне разумное для EN A, чуть больше 5 — а вот формой Симфония не похожа ни на какой другой параплан. Обводы крыла достаточно спокойные, не вызывают предощущения агрессии. Зато окраска... Как вам ослепительно-оранжевая «зебра», да ещё и косая, на белом фоне? Зато в воздухе Симфонию уж точно ни с кем не перепутаешь! Косое вечернее солнце навылет пробивает нежную белую ткань, высвечивая швейцарский сыр внутренней структуры. Да уж, неслабо пришлось потрудиться безвестным азиатам в процессе кроя и пошива! Пожалуй, Симфония — самый сложно устроенный EN A на моей памяти. У конкурирующего Джоя Третьего внутренняя структура тоже огого, но без такого маньячества, как у Симфонии. Облегчено и пробито дырками буквально всё! Интересно, как оно будет в деле?..

Старт, работа с крылом на земле

Первый же подъём крыла меня впечатлил. Точнее, подарил впечатления, столь же яркие, сколь и неоднозначные. Симфония не «встаёт», не «выходит в полётное положение» — она вспархивает, почти как испуганная птица! Лёгкость на подъём у Симфонии удивительна даже вне рамок любых классов техники (ну, может, кроме однослойников) — а если сравнивать это крыло с прочими EN A, то рамки класса для Симфонии оказываются тесноваты. Почему? Казалось бы, лёгкий подъём — то, что нужно для «новичкового» крыла. Но он слишком лёгкий, этот подъём! Настолько лёгкий, что при явных ошибках в дозировке хода рук и нагрузки на корпус Симфония проскакивает полётное положение, и приходится поработать клевантами, чтобы удержать эту непоседу над головой. Понятно, что для опытных пилотов такое поведение крыла скорее в радость, потому что быстрота и точность отклика на управление у Симфонии совершенно не «ашечные», даже пока она ещё не взлетела. Нет никаких проблем вывести Симфонию за один ряд, за два, через крен, положить «ухом» на землю и «вытащить» обратно в полётное положение одним движением корпуса и руки... Но нужно ли всё это начинающим пилотам? Пожалуй, перебор. У меня была возможность как следует поиграть с Симфонией и на ровном, и на склоне — но первоначальные впечатления только усилились и укрепились. Крыло великолепно реагирует на любые действия пилота — но это великолепие несколько не соответствует рамкам приличия в классе EN A. Типичные конкуренты ведут себя куда более спокойно, не требуя от пилота какой-то особенной быстроты и точности пилотирования. Да-да, это я про «наземку»! Про поведение в полёте поговорим отдельно...

Полёт

На это легко подсесть! Особенно если ты опытный, матёрый пилот. Невероятное, невиданное доселе сочетанием динамичности, остроты реакций и пассивной безопасности реально (или нереально?) бодрит, а порой — даже провоцирует на разные странные поступки. Первый ознакомительный полёт затянулся у меня часа на полтора и закончился слегка порванной об склон подвеской — потому что Симфония буквально заставляет тебя чиркать коконом по траве, мочить винговеры в склон, крутить тугие спирали, да и вообще заниматься чем угодно, кроме скучного прямого полёта, который так любят длинные навороченные изделия совсем других фирм. Очухавшись от полуторачасового непрерывного драйва и заклеив порванный рукав пуховика, приступаю к раскладыванию впечатлений по полочкам...

Летучесть

Выдающаяся для EN A. Правда, тут над моим правым плечом встаёт тень Джоя Третьего и заставляет несколько сбавить пафос. На самом деле Симфония и правда установила новый стандарт летучести в своём классе, только вот стараниями ПарААвиса продержался этот стандарт очень недолго. И сейчас, на время написания этого текста, рынок «ашек» рассортировался по интегральной летучести примерно так: Джой Третий — Симфония — всё остальное. Симфония — первая на моей памяти «ашка», которая заметно не ограничивает своей летучестью любого, даже самого требовательного и занудного пилота вроде меня. Впервые это проявилось, когда я попробовал выкрутить на Симфонии уходящий в пасмурное предвечернее небо несильный апрельский поток. Почти ничего ещё понять не успел — а мы с Симфонией уже выше всех, практически под базой! Конечно, от манёвренности в этой ситуации тоже кое-что зависело, но способность Симфонии почти не сыпаться в компактной и даже где-то агрессивной термической спирали сильно меня впечатлила. Типичные «ашки» так себя не ведут!

Ладно, выпарили на самый верх — пора и акселератор втопить, раз уж он есть у этой «ашки». Не очень-то веря в то, что мы с Симфонией сейчас полетим не только вниз, но и вперёд, выжимаю акселератор по самое не хочу — и о да, как же я ошибался! Летит. Причём летит очень неплохо даже по «классово-независимым» меркам. А уж по меркам A-класса — так и вовсе сплошной разрыв шаблона! Прирост скорости — вполне убедительный (примерно +6...+8 км/ч на первой ступени, примерно +12 км/ч на полном ходу акселератора), но глайд на повышенных скоростях впечатляет куда больше, позволяя уверенно гоняться за навороченными EN B, а некоторых из них — даже слегка и обгонять. Повторюсь — ощущения, что аппарат «недостаточно летит», не возникает в принципе! Летучести Симфонии вполне, даже с некоторым запасом, достаточно для того, чтобы ходить маршруты на равнине и уж тем более в горах. На балансировочной скорости глайд Симфонии тоже выглядит ни разу не бледно в сравнении даже с современными EN B. Отличный результат!

Управляемость

Хороший повод повосторгаться второй раз за тест-драйв! Хотя это скорее первый повод — потому что управляемость, в отличие от летучести, можно ощутить с первых секунд первого же полёта. И она у Симфонии под стать летучести! Реакции на работу руками и весом, что называется, зашкаливают, уверенно и даже нагло преодолевая границы того, что типично и уместно в классе EN A. И снова возникает то самое волшебное ощущение, что аппарат ничем тебя не ограничивает. Собственно, именно управляемость Симфонии в наибольшей степени провоцирует пилота на «что-нибудь этакое». Винговер с места? Пожалуйста! Крутая спираль с разгоном до −10 меньше чем за оборот? Да не вопрос! Реакции на управление — мгновенные, точные, в чём-то даже спортивные. Ощущение «спортивности» возникает из-за сложных переходных процессов, которыми у Симфонии сопровождается каждый манёвр. Вот Симфония чуть просела и разогналась, вот она выполаживает траекторию, слегка «вспухая» и набирая метр-другой высоты... Эффекты, почти неизбежные, когда у аппарата уже вполне приличный глайд, приятные и понятные для опытного пилота — но несколько, скажем так, «загрузные» для типичного новичка. Вираж Симфонии — та ещё штучка! Пожалуй, именно поведение на вираже в наибольшей степени отдаляет Симфонию от типичных EN A, задача которых — всеми правдами и неправдами чертить ровный пологий вираж, не отвлекаясь на судорожные пилотские сучения ручонками и корявую работу весом. С Симфонией такие фокусы не пройдут — она понимает команды пилота слишком буквально. А ещё — слишком быстро и слишком точно. По меркам EN A, естественно. Но этот неприемлемый для «чайника» запретный плод становится очень сладок, если клеванты Симфонии попадают в натруженные годами полётов опытные руки.

Комфорт и информативность

Комфорт на удивление неплох, а вот информативности — как и следовало ожидать — очень много. Естественно, это не информативность спортивных крыльев, которые готовы трястись и извиваться по поводу и без повода — но всё равно Симфония реагирует на поведение окружающего воздуха не по-«ашечному» бодро. Присутствует выраженная горка с потерей скорости на входе в поток, равно как и не менее выраженный набор скорости на выходе. Воздушая скорость у Симфонии вообще склонна «гулять» в широких пределах, и хорошо ещё, что по тангажу и крену аппарат задемпфирован неплохо даже по меркам EN A. Опытный пилот поймёт все эти клевочки и переразгончики с первой же минуты полёта и радостно начнёт ими пользоваться для поиска и центровки потоков — а вот типичный «начинальщик», скорее всего, окажется несколько загружен обилием поступающей информации. Замечу, что нагрузка на клевантах у Симфонии тоже более чем информативна по меркам EN A, да и на подвеску информации приходит тоже достаточно много. Комфорт при этом не то чтобы страдает, но с большим трудом остаётся в пределах допустимого для EN A. И это при загрузке не по самому верху весовой вилки!

Динамика и энергоёмкость

Много! И того, и другого. При такой хорошей летучести неудивительно, что аппарат способен запасать много энергии и эффективно преобразовывать скорость в высоту и наоборот. Даже предпосадочный свуп выглядит именно как свуп, а не как обычно бывает у «ашек». Короче, всё по-взрослому. Желающим прочувствовать динамику и энергоёмкость Симфонии во всей их полноте рекомендую винговеры. Мало не покажется! Аппарат выполняет этот манёвр ничуть не хуже, чем многие «бэшки» и некоторые «цешки». Благодаря отличным реакциям на управление манёвр очень легко контролировать — если ты умеешь это делать. Учиться винговерам на Симфонии не рекомендую — для этого лучше подойдёт что-нибудь более спокойное.

Опасные режимы полёта

Подозреваю, что, дочитав тест-драйв до этого места, читатель уже достаточно напуган. Что ж, пора уже, наконец, расслабиться!

Асимметричное сложение

Отлично! Даже с учётом того, что над головой — EN A. Из положения «над головой» Симфония почти никуда не девается, даже если дёрнуть A-ряд от души. В первых попытках добиться от подопытной полноценного сложения не получалось — всё происходило как-то подозрительно легко и быстро. Более брутальная работа A-рядом — и невозмутимый фотоконтроль фиксирует «асимметрии» процентов по 60-70, которые раскрываются за доли секунды почти без отклонений по курсу, со смешными углами тангажа и почти отсутствующей потерей высоты. Чем-то напоминает поведение крыльев с длинными лесками — но у Симфонии они, наоборот, коротенькие. Впрочем, неважно. Важно, что аппарат ведёт себя отлично и не выглядит «запихнутым» в EN A.

Фронтальное сложение

То же самое, только без поползновений уйти с курса. Даже и писать нечего!

Подсрыв из термической спирали

А вот тут уже становится интересно. Типичные «ашки» (включая нетипичного Третьего Джоя) вообще не дают пилоту исполнить этот манёвр — а Симфония почему-то позволяет. Ход клевант у неё вполне адекватен классу EN A, но на действительно больших ходах рук не наблюдается ни мощного нарастания эффективности клевант, ни увеличение нагрузки на руки до некомфортной. Короче, подсорвать и даже сорвать вполне можно. И если пилот начинающий и не очень понимающий, что и как он делает — то есть вероятность нечаянно подсорвать Симфонию в потоке. Выход из режима отличный — быстрый, без резких изменений траектории, но в классе EN A сама возможность исполнить подсрыв уже несколько смущает.

Выводы

Каким должно быть крыло для сверх-опытного пилота, который только что задул на торте штук 70 свечек, а перед этим попросил на день рождения новый параплан?.. Мега-безопасным? Безусловно. Супер-летучим? Ну, не настолько — но лететь должен достойно. Гипер-чутким и ультра-манёвренным? Ээээ, лучше без экстрима — но всё должно быть очень, очень хорошо. Вот мы и получили примерный портрет Симфонии, а заодно — и неплохой портрет её идеального владельца. Симфония — в хорошем смысле слова странное крыло. Практически идеальное для искушённого, очень опытного пилота, который всё уже видел в своей жизни, который по-прежнему хочет получать от полётов свой драйв — но сильно рисковать здоровьем ради этого уже не готов. Совершенно не вижу Симфонию в роли «ученикового» крыла — у неё ведь характер! Да такой, что с ним надо уметь совладать. Даже Третий Джой (с которым у меня де-факто получился дуэльный тест Симфонии) при всей его летучести ведёт себя попроще, попокладистей. Но что удивительно — характер Симфонии никак не связан с её пассивной безопасностью, которая совершенно честно укладывается в жёсткие рамки EN A. Характер Симфонии — это прежде всего острота реакций, эффективность управления, великолепная информативность. Всё это требует от пилота определённой зрелости, понимания и чувства полёта. А если этого нет — то Симфония быстро поставит своего пилота на место, ибо все команды пилота она выполняет мгновенно и буквально, давая лишь очень небольшое право на ошибку. В моём случае двухдневный недосып накануне тест-драйва привёл к тому, что на очередном скоростном проходе вдоль склона образовалась микроскопическая нехватка реакции — и полёт мгновенно закончился встречей со склоном (касательной, к счастью) и малость повреждённой подвеской. Да, это полностью моя вина, но вся эта история — вполне в духе Симфонии. Типичная «ашка» просто не стала бы провоцировать пилота на такие фокусы. Джой Третий — наверное, простил бы небольшую неточность пилотирования. По совокупности заслуг порог вхождения для Симфонии, на мой взгляд, должен быть неожиданно высок — что-нибудь в районе 30 часов общего налёта. Да, вот так вот. При меньшем налёте проблем с пассивной безопасностью не будет, но будет постоянный «загруз» от необходимости пилотировать по-настоящему «взрослый» аппарат, пусть у него и нет проблем с пассивной безопасностью.

Кому подходит Симфония — мы уже примерно поняли. А для чего она подходит? Да почти для всего! Великолепная летучесть (да, хуже, чем у Джоя Третьего, но всё равно великолепная для EN A) более чем достаточна для маршрутов даже на равнине, даже, вероятно, против несильного ветра. Великолепная манёвренность буквально провоцирует пилота на всякие там винговеры и прочие ваггас. Этот аппарат может всё — но и много требует от пилота взамен. Внешность в данном случае ничуть не менее обманчива, чем у какой-нибудь «заряженной» машинки автомобильного A-класса. И напоследок — ещё одно сравнение с Третьим Джоем. Джой — он больше про комфортные и спокойные полёты по маршруту: летит лучше, ведёт себя более смирно, на управление реагирует спокойнее и даже — как и положено настоящему EN A — даёт определённое право на ошибку. Но не совсем начинающим пилотам на Джое бывает скучновато. И если хочется чего-то уж точно нескучного, но с лейблом EN A — то Симфония попадает в точку!

Плюсы

  • Великолепная управляемость
  • Высокие (но уже не рекордные в классе) лётные характеристики
  • Пассивная безопасность честно соответствует EN A

Минусы

  • Строгость в пилотировании, требовательность к пилоту

Особенности

  • Не найдено

Благодарю дилера Phi Николая Брагина за предоставление параплана на тесты.

Фото: И.Тарасова.

comments powered by HyperComments
Производитель Phi
Сертификация EN A
Класс advanced intermediate
Информация на сайте производителя https:
Год разработки 2017
Технические характеристики
размер 24
площадь, м2 28,4
удлинение 5,14
удлинение проекц. 3,67
число секций 50
высота стропления, м 7,20
длина строп, м 250,7
схема стропления A1A'1B3C2
масса крыла, кг 4,7
полётный вес, кг 90-110
ткань Porcher 32, Porcher 38
Условия тестирования
места полётов Юца
подвесные системы Woody Valley X-Alps GTO
полётный вес 105 кг
Результаты
качество изготовления
8/10
долговечность материалов
9/10
работа с крылом на земле
9/10
старт
9/10
Vtrim
8/10
Vmax
9/10
качество @Vtrim
9/10
качество @Vmax
9/10
Vymin
9/10
Vymin в спирали
8/10
управляемость клевантами
10/10
управляемость весом
10/10
точность управления
10/10
контроль курса в болтанку
9/10
информативность скорости
10/10
информативность клевант
9/10
информативность концов
9/10
комфорт в болтанку
7/10
стойкость к сложениям @Vtrim
10/10
стойкость к сложениям @Vmax
10/10
асимметричное сложение
10/10
полёт на малой скорости
7/10
фронтальное сложение
10/10
подсрыв
7/10
Средняя оценка
8.96
1