Sky Country SynCro: паранормал

Немногие сейчас помнят те времена, когда парапланы могли худо-бедно парить только в очень сильном динамике, а термики можно было встретить только на глянцевых страницах заграничных парапланерных журналов. Скромные удлинения, малые площади — это всё прошлое, ведь так? А вот и нет! Это — будущее. Точнее, настоящее, необычное и интригующее...

Преамбула

Начать этот необычный тест-драйв придётся с... теории. Да-да, теории. Точнее, с классификации современных парапланов. Моторные парапланы, парапланы для свободного полёта, акро-крылья — эти типы парапланов известны всем. Но существует ещё и параллельная реальность мини-крыльев, которые тоже различаются по своим свойствам и назначению.

Спидглайдеры. Маленькие и очень маленькие (иногда менее 10 кв.м.) крылья с удлинением в районе 3, небольшим количеством секций, простой конструкцией, никакой аэродинамикой и чудовищной скоростью. Близкие родственники планирующих парашютов малой площади. Используются для планирующих спусков вдоль склона (зимой — обычно при старте с лыж), иногда — для парения вблизи склона в очень сильный ветер.

Спидфлайеры. Крылья с площадями примерно от 15 кв.м., конструктивно очень близкие к современным парапланам. Много секций, косые нервюры, короткое стропление, оптимизированное по суммарной длине строп. Удлинение обычно ниже, чем у парапланов (4-5 единиц), хотя у некоторых моделей может доходить даже до 7. Используются для парения и маршрутных полётов в условиях сильного ветра и термичности (прежде всего в горах).

Наш сегодняшний фигурант — спидфлайер. Не самый радикальный в этом семействе техники, но обладающий весьма продвинутой конструкцией. Назначение — парение в очень сильную погоду (имеется в виду и ветер, и термичность), а также полёты с парамотором. Итак, приступим...

Конструкция

Интрига начинается прямо на земле. Площадь — 21 кв.м., а рекомендованный производителем полётный вес — до 100 кг. Крылья опен-класса нервно курят в стороне, равно как и пилоты, не готовые к полётам с такой удельной нагрузкой. Удлинение — 4,5. Не имел дела с такими удлинениями, пожалуй, лет 20. Разложенный на земле, Syncro больше похож на большой кайт, чем на параплан. На очень продвинутый кайт. Шарк-ноуз (В Sky Country его называют Scoop), очень большое количество секций (54), косые нервюры, трёхрядная схема стропления, лески в передней кромке, безоплёточные стропы... Невероятная смесь парапланерной древности и наисовременнейшего хай-тека одновременно «грузит» и интригует. Интригует и форма крыла — гладкая, но агрессивная, с грубо обрубленными «ушами». Цветовой дизайн — соответствует: спокойная цветовая гамма, но рубленые, резкие, агрессивные контуры. Не вызывают сильных эмоций, пожалуй, только свободные концы — но и они не совсем обычные по меркам безмоторного парапланеризма, ибо оснащены триммерами. Syncro уже одним своим внешним видом предупреждает пилота: я не для всех, пристегни ремни и готовься к выбросу адреналина!

Старт, работа с крылом на земле

Проверить триммера! Это первое, с чего надо начинать «наземку» с Syncro. Ход триммеров довольно велик (особенно если вспомнить о площади крыла нашего подопытного), и на отпущенных триммерах Syncro становится очень резким. Сравнивать с другими спидфлайерами пока не могу, зато могу уверенно утверждать, что при отпущенных триммерах в умеренный и сильный ветер Syncro «выстреливает» и «фронталит» на старте с вероятностью процентов 99. Лично мне попросту не хватало быстроты и точности реакции — всё происходило мгновенно. Полностью зажатые триммера — «парительная», безмоторная конфигурация Syncro — существенно упрощают старт, но всё равно Syncro остаётся очень динамичным, требующим чрезвычайно быстрого и точного пилотирования. Неплохой способ упростить первые старты — выводить Syncro с минимальной работой A-рядами, практически одним корпусом. В этом случае Syncro выходит существенно более мягко, давая пилоту право на мелкие ошибки. В слабый ветер Syncro поднимается с завораживающей лёгкостью и уверенно стоит над головой, несмотря на свою относительно немаленькую массу. При более вдумчивом знакомстве обнаружилось, что подъём крыла протекает нелинейно — примерно до угла 60-70 градусов относительно поверхности земли Syncro поднимается достаточно плавно (и, кстати, для этого достаточно минимальной работы A-рядами), а после 70 градусов всё-таки склонен клевать вперёд. Зная эту особенность крыла, можно сделать старт достаточно комфортным даже в действительно сильный ветер, для которого, собственно, и предназначен Syncro. Оценок ставить не буду — по парапланерным меркам всё это за пределами добра и зла.

Полёт



Рисунок полёта Syncro настолько необычен, что впечатляет и интригует даже птиц. Юцкие парящие хищники давным-давно уже привыкли и к парапланам, и к дельтапланам, и к разнообразной моторной технике, и уже очень давно не проявляют к дельта-, пара- и прочим планеристам никакого интереса. Но Syncro их заинтересовал! В одном из первых полётов к законцовке моего «конька-горбунка» пристроился любопытный соколик. Скорость нашего с ним полёта при этом была такова, что птице пришлось догонять меня и удерживаться рядом в пологом пике...

Скорость. Наше всё! Собственно, это следует даже из названия класса техники, к которому принадлежит Syncro. На полностью зажатых триммерах (это балансировочный «безмоторный» режим нашего подопытного) воздушная скорость получается в районе 45 км/ч. Вроде бы не так уж и много — типичная скорость современных парапланов на первой ступени акселератора. Но Syncro почти никогда не летит на балансировочном режиме: любой манёвр, даже аккуратный доворот градусов на 30-40, приводит к мощному «проседанию», которое сопровождается впечатляющим набором скорости. Первая же попытка исполнить компактный вираж закончилась вполне приличным винговером с креном градусов под 60 и соответствующим разгоном. Впечатляет! А если набраться храбрости и сделать пару-тройку настоящих винговеров с креном градусов от 90 и больше — то воздушные скорости начинают зашкаливать за 100 км/ч. А теперь вспоминаем о том, что у нас есть ещё минус-триммера и полноценный, довольно длинный акселератор! Скорости на акселераторе мерил в прямом полёте, стараясь не допускать даже небольших движений по крену. Результаты, как и предупреждал производитель, не запредельные: что-то около 7-8 км/ч прироста на первой ступени акселератора и максимум до 15 — на второй. Технически Syncro способен летать и на бОльших скоростях, но в Sky Country посчитали, что это небезопасно, и ограничили ход акселератора. Передняя кромка на максимальной скорости разве что не звенит: нагрузка на неё огромна, и трудно себе представить условия, способные довести хорошо разогнанный Syncro до сложения. Впрочем, ешё труднее себе представить, как будет протекать сложение на такой скорости, если оно всё-таки случится...

Аэродинамическое качество. Сюрприз! Продвинутая конструкция позволяет Syncro летать на уровне современных «школьно-послешкольных» аппаратов. Конечно, с рядом оговорок. Главное — не допускать кренов и переразгонов, стараться держать режим, наиболее близкий к прямому полёту. Если получается — то глайд не разочаровывает совершенно. В сильном динамике Syncro летает на одном уровне с «интермедиатами», только намного быстрее. В прямом полёте «глайда» у Syncro вполне достаточно даже для прохождения несложных маршрутов — естественно, при условии очень сильной равнинной или нормальной горной погоды. Но так дело обстоит только в прямом полёте. Любой манёвр с креном приводит к очень быстрому, обвальному нарастанию снижения. Больше всего это мешает при работе в термиках. Да-да, Syncro это может, причём на удивление неплохо! Нужно только держаться как можно ближе к ядру — что на Syncro не составляет труда — и пилотировать быстро, но как можно плавнее, не допуская сильного разгона и раскачек. Даже в прямом полёте обычные парапланы рядом с Syncro воспринимаются как сонные мухи, а в термике Syncro и вовсе крутится, похоже, вокруг собственного «уха», причём очень быстро. Естественно, термическую спираль на Syncro надо выполнять очень аккуратно, плавно и мягко: по сложности пилотирования в термиках этот аппарат ближе всего к спортивным парапланам-двухрядкам, но, в отличие от них, в случае ошибок пилотирования в потоке «наказывает» пилота в основном мгновенным нарастанием снижения. Но если приноровиться — то вполне можно «наказывать» в потоках обычные парапланы, неспособные держаться так близко к ядру термика, как это можно позволить себе на Syncro.

Манёвренность. По парапланерным меркам — за пределами добра и зла. Скажем так, манёвренные возможности Syncro начинаются там, где исчерпываются возможности современных «компетишенов». Примерно то же можно сказать и о сложности пилотирования. Влётываясь в этот аппарат, быстро понял, что пилотировать его можно... силой мысли. Едва сформированное намерение дать аппарату крен провоцирует пилота на обычно не осознаваемые им микродвижения рук и тела — но Syncro отлично их чувствует и понимает! Агрессивная работа в термиках — это сантиметров 20 хода клевант, не больше. Короткое движение одной рукой на 30 сантиметров — и Syncro «с места» улетает в полноценную косую петлю. Думаю, что достаточно влётанный и смелый пилот вполне способен исполнить на Syncro «бочку» с места — манёвренности на это вполне должно хватить. Но есть у медали и оборотная сторона. Аккуратность, плавность, быстрота, достаточные для пилотирования современной спортивной техники — это всего лишь уровень вхождения, необходимый для полноценного знакомства с нашим подопытным. Иначе пилотировать Syncro становится просто опасно. Интересно устроены у Syncro реакции на клеванты. Ход их достаточно велик, несмотря на небольшую площадь крыла — сказываются малое удлинение и, возможно, «шарк-ноуз». Для пилотирования в относительно спокойном воздухе более чем достаточно верхней трети хода клевант. Болтанка, требующая компенсации клевков и кренов, заставляет работать клевантами очень быстро и удивительно амплитудно — на маршруте в сильную погоду руки периодически оказывались в районе карабинов. Термическая спираль, как это ни удивительно, тоже требует немаленьких расходов рук — иначе великовато получается снижение. При работе вблизи сильных узких ядер ход рук может составлять примерно до половины полного хода клевант. Похоже, что минимальная скорость снижения в термической спирали у Syncro достигается на существенно заторможенном крыле. К тому же в этой конфигурации аппарат ведёт себя более спокойно. В общем, классическое парапланерное правило «не мешай крылу лететь» в случае с Syncro не работает — этому крылу надо активно помогать. Ну, по крайней мере, в термиках.

Комфорт и информативность. Это не параплан! Это больше похоже на дельтаплан или планер. Любые неровности воздуха Syncro трансформирует в короткие, но неожиданно мощные и резкие удары, приходящие на подвеску. Примерно так же поведение воздуха ощущается и через клеваты. «Виновата» в этом прежде всего высокая воздушная скорость нашего фигуранта. Но дело не только в ней. Как и в процессе подъёма крыла, Syncro склонен к коротким, но очень агрессивным клевкам амплитудой градусов в 30. Судя по всему, дело тут в моментных характеристиках выбранного профиля крыла. Поначалу мощные короткие клевки очень впечатляют и даже способны слегка напугать — но довести Syncro до сложения они практически неспособны. «Боевые» сложения у этого чудо-аппарата происходят обычно без выраженных движений по тангажу — просто часть крыла моментально «пропадает» и столь же моментально, с резком хлопком восстанавливается. Клевки и прочие движения, которые совершает Syncro, более опасны тем, что происходят очень быстро и динамично. По крену Syncro почти неустойчив — много раз при полёте в сильную болтанку ловил небольшую раскачку по крену, которую не так-то просто успокоить клевантами и корпусом. В первых полётах впритирку к склону этот эффект заметно мешал; пришлось подбирать соответствующую технику пилотирования. В процессе старта в сильный ветер со сложно обтекаемой площадки Syncro способен внезапно встать в крен градусов 45 — что чревато почти немедленным доворотом на склон, если мгновенно не вмешаться. Колебания по крену могут возникать и в процессе набора в термиках. Единственный способ их избежать — работать на опережение очень точными, дозированными движениями клевант и корпуса, тщательно подбирая темп и ритм этих движений.

Обратная связь с крылом — в основном по нагрузке на клевантах, которая может меняться в очень широком диапазоне без заметного изменения положения рук. Опять-таки похоже на те ощущения, которые дарят пилоту современные «компеты»-двухрядки. Изменения скорости, как уже писал выше, происходят столь быстро и имеют столь широкий диапазон, что их трудно отнести к информативности в обычном парапланерном понимании. При поиске и центровании потоков основная проблема — не найти и зацентровать (это происходит как бы само собой), а пилотировать в достаточно быстром темпе, удерживая аппарат от «ныряний» и переразгонов, неизбежных при любой — даже небольшой! — ошибке пилотирования.

Динамика и энергоёмкость. Как бы это описать... «За пределами добра и зла», умножить на два — примерно так (плюс-минус 146%). Способность запасать чудовищные (по парапланерным меркам) количества кинетической энергии и почти мгновенно преобразовывать её в высоту, равно как и непреодолимая способность мгновенно «нырять» и бешено разгоняться при любом отклонении от прямого полёта — ещё одна коренная, неотъемлемая черта характера Syncro. Можно сказать, что этот аппарат буквально создан для исполнения на нём винговеров, косых (да чего уж там — и прямых, наверное) петель, спиралей, свупов и прочих манёвров, сопровождающихся мощными взаимопереходами кинетической и потенциальной энергии. Важный момент — в отличие от классических парапланов Syncro способен преобразовывать скорость в высоту почти моментально. На параплане такое поведение чревато очень интенсивными «горками» и «подвисаниями», за которыми неизбежно следуют разгрузки и мощнейшие разгрузки — но Syncro, к счастью, обладает феноменальной (опять-таки по парапланерным меркам) стойкостью к сложениям. Что интересно, исполнить на Syncro полноценный свуп оказалось не так просто — переразогнанный перед землёй аппарат реагирует на плавное торможение клевантами своеобразно, как-то «не по-парапланерному», требуя вдумчивого привыкания. Возможно, сказывается достаточно резкий характер входа в срыв — Syncro практически не обладает выраженной фазой парашютирования, при избытке хода рук сразу уходит в срывные режимы.

Режимы быстрого спуска

В случае с Syncro этот раздел тест-драйва является скорее пародией на самого себя. Снизиться на Syncro — не проблема! Проблема — набирать высоту, не отставая от обычных парапланов. Средний, умеренный по амплитуде винговер (для Syncro это градусов 80-90) приводит к потере метров 50 высоты, никак не меньше. Не хватает — делаем винговер с амплитудой 120 градусов, теряя метров 80. Нужно снижаться ещё интенсивнее — ставим Syncro в пологую спираль. Предварительно убедившись, что запас высоты составляет не меньше 300 метров — ибо на каждом витке такой спирали Syncro будет терять метров по 100, если не больше. Складывать «уши» и тем более использовать режимы типа «уши+акселератор» не хочется совершенно — и без того быстрый спуск не представляет ни малейших проблем.

Опасные режимы полёта

Асимметричные сложения («боевые») происходят очень быстро и практически без предупреждения. Впрочем, так же быстро и восстанавливаются — несмотря на свой динамичный нрав и почти-неустойчивость по крену, Syncro не успевает даже заметно уйти в косой клевок. Короче, снова «непарапланерное» поведение.

Выводы

Не могу назвать этот тест-драйв тест-драйвом. Это скорее ознакомление с новым для меня классом техники — ознакомление, которое рвёт шаблоны и дарит действительно сильные эмоции. Думаю, что лучший способ использования Syncro — это расширение диапазона лётной погоды для опытных пилотов. В условиях родной для меня Юцы часто случаются дни, когда на обычных, «нормальных» парапланах можно относительно безопасно летать только пару часов утром и столько же вечером — потому что днём ветер становится слишком силён, особенно около склона. А если взлететь утром и дождаться развития термичности в динамике у горы, то выясняется, что мощные термики рвёт ветром в турбулентные клочья, дающие могучую болтанку, но почти не позволяющие в них набирать. И вот в таких условиях «ненормальный» (или, быть может, «паранормальный»?) Syncro способен показать себя с лучшей стороны. Старт при ветре 10-11 м/с? Легко! Маршрут под рваными кумулусами, на высоте которых дует не меньше «десятки»? Пожалуйста — если хватает точности и быстроты пилотирования. Оборотная сторона медали — сложность таких полётов, которые очень интересны, но быстро выматывают. Ещё один возможный сценарий применения Syncro — полёты с мотором (что, кстати, явно рекомендуется производителем). А ещё сдаётся мне, что Syncro — отличное решение для любителей «потереться о склон» («ваггас») и, вероятно, для начинающих акробатов. А теперь — о грустном. Порог вхождения оцениваю часов в 200 регулярного и разнообразного налёта, причём сильные и горные условия должны составлять примерно половину этого лётного времени. С меньшим опытом Syncro можно пробовать только на земле — и первая же «наземка» моментально отрезвит любого пилота, даже вполне созревшего для близкого знакомства со спидфлайерами вообще и с Syncro — в частности.

Выражаю благодарность компании Sky Country за предоставление крыла на тесты.

Фото: И. Тарасова.

comments powered by HyperComments
Производитель Sky Country
Сертификация -
Информация на сайте производителя sky-country.com
Класс speedflyer
Год разработки 2015
Технические характеристики
размер 21
площадь, м2 21,0
удлинение 4,5
удлинение проекц. 3,6
число секций 54
схема стропления A3B4C3
масса крыла, кг 4,5
полётный вес, кг 60-100
ткань NCV SkyTex 9017 E25A, 9017 E29A
стропление Liros LTC 80, 65, PPSL 120, TSL 280, 220, 190
Условия тестирования
места полётов Юца, Чегем
подвесные системы Nearbirds Zippy
полётный вес 90 кг
Результаты