Skywalk Tequila 4: конёк-горбунок

Протагонист всем известной сказки, как известно, отличался сочетанием скромного внешнего вида и недюжинных способностей. И пусть реальности русских сказок и немецкого парапрома — это две очень разные реальности, но и у героя нашего сегоднящнего тест-драйва есть что-то такое в характере...

Конструкция

Помнится, один пилот в личной переписке не так давно задал мне вопрос, практически поставивший меня в тупик. Существуют ли на парапланерном рынке образца 2014 года вполне безопасные, но прилично летающие «интермедиаты» со стропами, защищёнными оплёткой по всем ярусам стропления? Теперь я знаю по крайней мере один положительный ответ на этот вопрос. Текила4! Здоровенные заборники, скромное удлинение, изрядно толстый профиль, наконец, стропы, щедро покрытые оплёткой сверху донизу — ну всё, буквально всё в конструкции этого аппарата буквально криком кричит: «я скромный послешкольный аппарат!». Концы, впрочем, вполне современные, узкие, клеванты — большие и удобные, а приличный ход акселератора, проводка которого изготовлена из мягкой и скользкой дайнимы, тонко намекает на то, что акселератор у нашего фигуранта предназначен не только для изучения акселераторных режимов полёта и удирания от облаков... Дизайн — характерный для Skywalk, яркий и броский. На мой вкус, такая раскраска больше всего подходит как раз крыльям с относительно небольшим удлинением.

Полёт

Бир — специфичное место полётов. Возможность лететь агрессивно, спортивно, получая от этого настоящий драйв здесь очень часто и очень сильно зависит от того чувства комфорта и надёжности, которое крыло даёт своему пилоту. Здесь можно видеть на одной высоте, на одном удалении от старта крутые спортивные крылья и простенькие аппараты чуть ли не для первоначального обучения. И, пожалуй, именно в этих условиях Tequila4 способна наиболее убедительно показать, на что она способна.

Летучесть. Первое, и, пожалуй, самое сильное удивление при близком знакомстве с Текилой связано именно с летучестью. Воистину конёк-горбунок! Вооружившись беспроводным датчиком Пито, замеряю скорости. Балансировочная — 38-40 км/ч. Первая ступень акселератора — ого, 48-50 км/ч! Уже очень хорошо для послешкольного крыла. Вторая ступень — 53-55 км/ч! Да, вот так вот. Пожалуй, близко к рекорду для крыла, честно несущего на себе лейбл EN B. Поначалу в столь оптимистичные результаты промеров как-то даже не верилось. Перекалибровал датчик, налетал ещё три часа. Цифры — те же! Уже одно это позволяло бы похвалить Текилу за летучесть, но приятные сюрпризы на этом не закончились. Параллельные полёты с BGD Tala, Gin Carrera и Ozone Rush4 не показали существенного проигрыша по глайду на скоростях примерно до 50 км/ч. Разница, конечно, была, но в условиях достаточно серьёзной бирской болтанки ощутить её оказывалось возможно далеко не всегда. В таких условиях быстрее и лучше летит тот, кто может себе позволить не слезать с акселератора, и тут уж Текила позволяет разгуляться от души. Впрочем, об этом ниже. Совершенно не разочаровала и скорость снижения: Tequila4 позволила пару раз уверенно выбраться практически со дна долины, что возможно далеко не с каждым крылом. В термической спирали, даже достаточно тугой, снижение тоже не склонно существенно нарастать.

Манёвренность. Традиционно сильная сторона парапланов Skywalk — и ещё один явный плюс Текилы4. Вираж у Текилы очень характерный, «скайвоковский», впрочем, с некоторой поправкой на позиционирование крыла. Переходные процессы даже при достаточно резкой работе клевантами и весом отсутствуют почти полностью — аппарат просто встаёт в нужный крен, и всё. Пилотов, незнакомых с парапланами Skywalk, такой вираж может поначалу даже слегка смущать — слишком уж всё просто. Ах да, пора упомянуть о специфике Текилы4. Клевантами не просто можно, но и нужно работать безо всякого стеснения — амплитудно, мощно, решительно. Великой чувствительности и супер-точности отклика на работу рук от Текилы не дождёшься — но послешкольному крылу это и не нужно (а для любителей и профессионалов точных и чутких клевант существует более серьёзный Skywalk Chili3). Зато можно не бояться ошибок в дозировании хода рук и усилий на них, что для «послешкольного» аппарата — явный плюс. Сорвать Текилу — задача, конечно, решаемая, но сделать это непреднамеренно, на мой взгляд, может только ооочень сильно испуганный учлёт с ооочень сильными и ооочень длинными руками. Да и то, вероятно, предварительно намотав на руку один-два оборота рулевой стропы. Особенность, очень полезная для послешкольного крыла. Сходным образом ведут себя клеванты у GIN Atlas — но вираж у Атласа далеко не такой интересный, как у Текилы. Подозреваю, что изрядная стойкость Текилы к непреднамеренному вводу в срыв связана в том числе и с наличием джет-флэпов — профилированных отверстий в задней части крыла. Понять, как правильно обходиться с Текилой в термиках, удалось не сразу — очень мешало моё личное нежелание сильно работать клевантами. Но стоило пересилить себя и в очередном термике от души послать одну руку вниз (конечно, предварительно хорошенько дав веса на ту же сторону) — и Текила показала, на что она способна. Очень компактный, спокойный и ровный вираж с умеренным снижением, простой, понятный и предсказуемый. Встав в вираж, Текила не склонна идти за рукой (как это часто делают более продвинутые аппараты на класс-два выше) — зато она вцепляется в вираж мёртвой хваткой, и даже болтанка на границе сильного потока практически неспособна существенно изменить крен и скорость, заданные пилотом. Случайно качнувшись по крену, Текила тут же пружинно возвращается обратно, не требуя подруливания клевантами, подрабатывания весом и прочих хитрых телодвижений. В сильных потоках это приятно расслабляет — фактически вся работа с крылом при парении в термиках сводится к периодической перецентровке потока. Примерно такое же впечатление оставили и винговеры. Гггглавное — не бббояться! Не бояться смело и амплитудно работать руками. И если эти руки достаточно умелые, то со второго-третьего движения Текила легко и непринуждённо улетает в косую петлю. С крутыми спиралями (включая «боевые», для удирания из-под облаков) тоже никаких проблем — даём веса побольше, смело работаем руками, и через пару оборотов скорость снижения и перегрузка будут такие, что мало не покажется.



Комфорт и информативность
. Я в танке! Вот первое впечатление, которое дала мне Текила. Демпфирование по всем осям явно выше среднего даже для «послешкольного» крыла. Поначалу кажется, что даже серьёзная болтанка просто неспособна спровоцировать Текилу на резкие и сильные движения по крену и тангажу. Но это только первое впечатление. Хорошо поискав, в полётной зоне Бира почти всегда можно найти турбуентность, настолько жёсткую, что её ощутит даже Текила. И вот тут начинаются интересные нюансы. Влетая в мощный и резкий восходящий поток, Текила всё же способна ощутимо — градусов на 30-35 — клюнуть вперёд, одновременно разгружая переднюю кромку. Разгрузка эта не особо критичная — при пассивном пилоте дело чаще всего кончается незначительым промятием передней кромки и лёгким предупреждающим хрустом ткани над головой. Но если хочется не допускать таких движений крыла, то работать клевантами придётся примерно так же, как и в термиках. То-есть очень амплитудно, не стесняясь ни больших ходов рук, ни большой нагрузки на них. Для опытного пилота такой стиль пилотирования может быть не вполне удобен; для пилота-«послешкольника» (кому, собственно, и предназначена Текила) — нормально. С другой стороны, пассивная безопасность Текилы столь велика, что нет никакой нужды компенсировать всё подряд. Намеренно наплевав на активное пилотирование, пару раз получал «боевые» асимметричные сложения процентов 30-40 — и каждый раз это было нечто в стиле «что-то там слегка пошуршало над головой, ну и ладно». Мягкий характер сложения и раскрытия, одно-два небольших движения по крену, незначительная потеря высоты, почти полное отсутствие отклонения по курсу — летим дальше. А раз всё настолько хорошо — то постоянная и агрессивная компенсация движений по тангажу при полётах на Текиле нужна разве что в педагогических целях. В большинстве случаев аппарат очень хорошо справляется с болтанкой сам, позволяя пилоту сконцентрироваться на пилотировании, тактике и просто получении удовольствия от полёта. Возникает закономерный вопрос — а как же информативность? А нормально. Конечно, столь спокойный аппарат не способен передавать нюансы поведения воздуха столь же полно и ярко, как техника более высоких классов — но в данном случае это и не нужно. А нужно, чтобы не очень опытный пилот, попав на Текиле в восходящий (или нисходящий) поток, мог чётко понять, что происходит и что с этим делать. И с этой задачей Текила справляется вполне уверенно. Информативность этого аппарата более-менее равномерно распределена по нескольким каналам передачи данных — вполне информативны и изменения скорости, и движения по тангажу, и нагрузка на клевантах. Никакой нервозности, никаких резких движений крыла над головой или внезапных изменений нагрузки на руки — всё происходит плавно, достаточно спокойно, и в то же время информации вполне достаточно, чтобы быстро и уверенно найти и отцентровать практически любой поток. Интересно, что несколько выше среднего оказалась информативность свободных концов — сильные и узкие потоки ощутимо выкидывают Текилу наружу, сразу становится понятно, в какую сторону надо крутить.

Отдельно выделю один малозаметный эффект, который, тем не менее, может не понравиться некоторым пилотам. На длинных переходах на второй половине ходе акселератора может появиться небольшая вибрация строп. Она ни на что не влияет, но в отсутствие более серьёзных недостатков и такие мелочи обращают на себя внимание. Вполне вероятно, что изменение загрузки крыла может устранить эту проблему.

Динамика и энергоёмкость. Средний уровень или даже чуть ниже среднего. Хорошая манёвренность позволяет выполнять на Текиле мощные винговеры и спирали — но надо постоянно следить за скоростью и стараться иметь некоторый её запас. В отличие от более резких и злых аппаратов, Текила склонна скорее терять и рассеивать энергию, чем запасать её в избытке. Особенно ярко, пожалуй, это проявляется на винговерах. Загнать Текилу в крен более 90 градусов не составляет большого труда, но риск потери скорости при этом выше среднего. Спасают лески в передней кромке — даже сильная разгрузка, связанная с недостатком скорости, приводит к сложению с вероятностью далеко не 100%. Похожим образом дело обстоит и на крутых спиралях. Всё происходит очень комфортно, контролировать угловую скорость вращения и скорость снижения не составляет большого труда, но набор скорости требует некоторого времени. Посадки с переразгона с эффектными свупами — определённо не родная стихия Текилы. То-есть при определённом желании-умении нечто такое изобразить, конечно, получится — но есть парапланы, которые выполняют этот трюк намного более эффектно.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Отлично. У Текилы очень сильно нагружены B-ряды, и развить сложение по хорде дальше линии крепления B-строп (а это скромные 20-25% хорды) весьма проблематично. Усилие на A-ряду при входе в сложение неожиданно невелико, передняя кромка подламывается достаточно мягко. После сложения аппарат плавно уходит назад, чтобы столь же плавно клюнуть вперёд и вбок. Раскрытие происходит быстро, но без излишней резкости и не сопровождается внезапными движениями по крену, характерными для более строгих аппаратов. Впрочем, покачаться по крену после сложения Текила любит, но амплитуда этих движений скромная, а периоды достаточно большие. Амплитуда косого клевка в процессе выхода из режима — не больше 30-40 градусов, потеря высоты — метров 10. Курсовое отклонение заранее предсказать тяжело из-за некоторой склонности Текилы к раскачке по крену на выходе из сложения, но вряд ли угол отклонения по курсу может превысить 90 градусов.

Фронтальное сложение

Отлично. Развить сложение глубоко по хорде малореально; а то, то удалось сложить, очень быстро раскрывается немедленно после бросания рядов. «Уши», впрочем, могут оставаться сложенными, но в любом случае выход происходит мягко и несколько растянуто по времени. Потеря высоты на выходе из режима — метров от силы 15-20, часто меньше. Выход во всех попытках происходил строго симметрично.

Подсрыв из термической спирали

Где-то между «отлично» и «не получилось выполнить». Слишком уж велика становится нагрузка на внутреннюю руку, слишом сильно и явно аппарат пытается уйти в крутую спираль при малейшей ошибке в дозировании нагрузки на клевантах. Успешно выполнить подсрыв удалось не более чем в половине случаев.

Режимы быстрого спуска

Крутая спираль

Отлично. Умеренные чувствительность к работе клевантами и энергоёмкость позволяют хорошо контролировать спираль, не опасаясь резкого роста скорости снижения. При снижении в районе −10 м/с нет и намёка на спиральную нейтральность. Выход происходит ожидаемо плавно, спровоцировать аппарат на резкий выход из спирали с мощной «горкой» и последующим сильным клевком не так-то просто. Как минимум один раз применил «боевую» крутую спираль для экстренного сброса высоты под интенсивно работающим облаком — проблем не было никаких, даже в турбулентном воздухе Текила надёжно держала спираль, не отвлекаясь на болтанку и не отвлекая пилота.

«Уши»

Очень хорошо. У современных парапланов «уши» часто бывают стабильны только в узком диапазоне хода внешних строп A-ряда. У Текилы всё происходит ровно наоборот: очень постаравшись, можно нащупать такое положение рук, при котором «уши» становятся нестабильны. Один-два сантиметра вниз или вверх — и всё снова становится хорошо. Есть небольшая тенденция к «залипанию»; одно-два движения корпусом или пара ударов турбулентного воздуха — и «уши» раскрываются сами собой. Снижение — в пределах разумного, в районе −3.

«Уши» + акселератор

Всё так же, как и без акселератора, только снижение вырастает примерно до −3,5.

Выводы

Пилоты-«послешкольники» обычно мечтают о крыле, которое было бы одновременно очень спокойным, безопасным, комфортным — и при этом позволяло бы летать подолгу, высоко и далеко. Что подразумевает хорошую манёвренность и приличную летучесть. Чаще всего такие мечты и остаются мечтами, разбиваясь о жёсткие грани суровой реальности. То ни в чём не виноватым любителям подсовывают ультра-летучие, но ни разу не безопасные крылья; то, наоборот, пытаются убедить их в том, что летучесть не так важна, как безопасность. Найти вожделенный компромисс очень нелегко. Но похоже, что Tequila4 удачно балансирует на узкой грани, по одну сторону которой — надёжные и комфортные «дуболёты» с загрубленным управлением и неубедительной летучестью, а по другую — крылья, щедро наделённые летучестью и манёвренностью, но получившие лейбл EN B не иначе как по недоразумению. Компромисс, найденный Скайвоком, остаётся компромиссом — не надо ожидать от Текилы одновременно супер-летучести, супер-манёвренности и супер-безопасности — но в целом это очень, очень удачный компромисс. Летучесть Текилы в целом достаточна, чтобы можно было уверенно летать на ней сложные и длинные маршруты (конечно, при наличии мощной, желательно горной, погоды). Максимальная скорость — и вовсе великолепная для «послешкольного» крыла. С манёвренностью нет никаких проблем. И в то же время с первых полётов Текила внушает вполне заслуженное доверие к себе, покладисто и комфортно ведя себя даже в достаточно серьёзную болтанку. Практически идеальный выбор для пилота выходного дня и одного-двух пара-туристических выездов в год. Минимальный потребный налёт — часов 5-10, не больше.

Плюсы

  • Очень комфортный, приятный характер
  • Высокая пассивная безопасность, честно соответствующая уровню EN B
  • Высокая максимальная скорость, отличное сочетание скорости и качества в правой части поляры

Минусы

  • Незначительная вибрация строп и концов на высокой скорости

Особенности

  • Большие хода рук при пилотировании в сильную погоду

Благодарю дилера Skywalk в России Сергея Шеленкова за предоставление параплана на тесты.

Фото: И.Тарасова, А.Тарасов

comments powered by HyperComments
Производитель Skywalk
Сертификация EN B
Класс Intermediate
Год разработки 2014
Информация на сайте производителя skywalk.info
Технические характеристики
размер M
площадь, м2 28,3
удлинение 5,2
удлинение проекц. 3,84
число секций 45
высота стропления, м 7,1
длина строп, м 242
схема стропления A2A'1B4C3
масса крыла, кг 5,6
полётный вес, кг 85-110
ткань NewSkytex S9017-E25A 38 g/m²
стропление Liros PPSL/DSL
Условия тестирования
места полётов Бир-Биллинг (Индия)
подвесные системы Sup'Air Shamane
полётный вес 110 кг
Результаты
качество изготовления
10/10
долговечность материалов
8/10
работа с крылом на земле
9/10
старт
9/10
Vtrim
9/10
Vmax
9/10
качество @Vtrim
9/10
качество @Vmax
9/10
Vymin
9/10
Vymin в спирали
9/10
управляемость клевантами
9/10
управляемость весом
9/10
точность управления
9/10
контроль курса в болтанку
9/10
информативность скорости
8/10
информативность клевант
8/10
информативность концов
8/10
комфорт в болтанку
9/10
стойкость к сложениям @Vtrim
9/10
стойкость к сложениям @Vmax
9/10
асимметричное сложение
9/10
фронтальное сложение
9/10
подсрыв
9/10
уши
8/10
уши+акселератор
8/10
крутая спираль
9/10
Средняя оценка
8.81