Icaro Wildcat TE: кот с дичинкой

Философия Icaro достаточно своеобразна. То эта компания создаёт чрезвычайно комфортный аппарат вроде Ice2 XC (DHV 2), то вдруг выпускает на рынок что-нибудь очень резкое и динамичное вроде Incanto (DHV 1-2). Но в случае с Icaro Wildcat TE (EN B) гадать о характере подопытного не придётся — название говорит само за себя!

Конструкция

Своеобразная смесь традиций и инноваций. Первое, что бросается в глаза — клапана в передней кромке, призванные расширить диапазон углов атаки, на которых заборники способны работать достаточно хорошо. Сейчас подобного эффекта чаще добиваются с помощью «акульего носа» в передней части профиля — но не надо забывать, что Вайлдкэт был разработан тогда, когда «шарк ноуз» только начинал входить в моду. Форма крыла при этом классическая, без чудес. Внешне Вайлдкэт не выглядит ни агрессивным спортивным аппаратом, ни упрощённым «дуболётом» — он где-то посередине. О компромиссной философии этого крыла говорят и оплёточные стропы в нижних ярусах, и достаточно консервативные свободные концы. Судя по всему, Вайлдкэт метит в самую середину класса «интермедиат».

Отдельно следует отметить фирменную технологию тонкой настройки установочного угла атаки. Задние ряды Вайлдкэта оснащены талрепами с ходом в несколько сантиметров — более чем достаточно для компенсации неизбежно возникающих усадок и вытяжений строп. Такое решение явно удобнее, чем уже привычное вытягивание строп под нагрузкой или накидывание дополнительных петель на коннекторы. Интересно, что мелкий шаг резьбы талрепов позволяет настраивать перепад с точностью до долей миллиметра — практической необходимости в такой точности нет, но это всё равно приятно. Сами талрепы достаточно миниатюрны и к тому же защищены аккуратными неопреновыми чехольчиками — можно не опасаться цепляния за них строп.

Старт, работа с крылом на земле

Без нареканий. Аппарат выходит над головой достаточно спокойно, без выраженных тенденций к обгону или, наоборот, к завалу назад. Причём это касается даже старта в горно-термичных условиях. А если поиграться с Вайлдкэтом на зелёной травке посадочной площадке, овеваемой ровным озёрным бризом — то всё становится и вовсе замечательно. Вайлдкэт реагирует на действия пилота спокойно, но достаточно быстро и точно. Положить подопытного «ухом» на землю и поднять обратно не составит труда даже для выпускника лётной школы. В общем, одна радость и никаких проблем.

Полёт

Пожалуй, правильнее всего будет описать поведение Вайлдкэта словом «странно», хотя подойдёт и «необычно». И это касается прежде всего поведения на входе в сильные и, возможно, умеренные термики. В более простых условиях более простым становится и поведение «дикой кошки».

Летучесть. Нормальный средний уровень — не больше, но и не не меньше. Максимальная скорость — что-то около 50 км/ч, быть может, немного больше. По глайду Вайлдкэт уверенно превосходит совсем простые «интермедиаты»-«послешкольники», но вряд ли может конкурировать с «интермедиатами» ближе к верху этого класса. Со скоростью снижения дело обстоит похожим образом — в прямолинейном полёте всё хорошо, но начиная с крена градусов 40 аппарат начинает слегка, хотя и некритично, «сыпаться». Проблем при парении это не создаёт, просто нужно чуть внимательнее, чем обычно, следить за воздушной скоростью и не забывать притормаживать аппарат внешней по спирали рукой.

Маневренность. Нормально. В самый раз для пилота, недавно окончившего лётную школу, что подразумевает некоторое отсутствие отточенности в технике пилотирования. С одной стороны, Вайлдкэт реагирует на работу руками спокойно, без остроты, присущей аппаратам из верхней части сегмента «интермедиат». С другой — отсутствие остроты означает способность аппарата прощать и сглаживать ошибки пилотирования, понятные и простительные для типичного пилота выходного дня. Реакции на клеванты не лишены некоторой своеобразности, которая выражается в сложном характере изменения нагрузки на руки по мере опускания рук. В целом же клеванты нагружены умеренно. Реакция на работу весом у Вайлдкэта тоже достаточно спокойная, что можно отнести скорее к плюсам. Вход в термическую спираль происходит несколько сложнее, чем обычно — аппарат слегка запаздывает, и переходый процесс протекает довольно хитро; впрочем, вряд ли типичный владелец такого крыла это действительно заметит. В термической спирали Вайлдкэт стоит неплохо, убедительно, держит её надёжно, не стремясь выпасть из потока. Радиус спирали и крен меняются в комфортном, плавном ритме. Аппарат не навязывает пилоту определённого стиля пилотирования, реагируя на любые действия пилота спокойно и предсказуемо. В сильных и узких горных термиках такой характер отклика на управление, впрочем, может оказаться по вкусу не всем (особенно это касается опытных пилотов) — в сильную погоду был бы более уместен более острый отклик на управление.

Комфорт и информативность. Пожалуй, самое странное, что есть у Вайлдкэта. Подозреваю, что «виноваты» в этом в основном клапана, которыми щедро оснащена передняя кромка подопытного. Входя в поток, Вайлдкэт начинает угрожающе хрустеть клапанами, что поначалу даже несколько пугает, но опасности в себе не таит. Более неприятна склонность Вайлдкэта немедленно вслед за входом в поток коротко клевать вперёд. Это нетипичное поведение — обычно при входе в поток параплан заваливается назад, но не таков Вайлдкэт. И это ещё не всё. Вроде бы амплитуда клевка и небольшая — но передняя кромка при этом разгружается насколько сильно, что в особенно ядрёных потоках дело может дойти и до небольшого сложения. Само по себе это не слишком неприятно — неприятна скорее нетипичность такого поведения, которое будет непривычно для более продвинутых пилотов Вайлдкэта и может привести к появлению у менее опытных пилотов таких навыков пилотирования, которые не пригодятся при переходе на технику, ведущую себя в потоках более традиционно. По слухам (подтверждённым видео), в совсем уж сильную погоду Вайлдкэт и вовсе склонен ко внезапным «фронталкам», которые раскрываются так же быстро и неожиданно, как возникают. Ничего приятного, но в силу быстроты раскрытия это не представляет большой проблемы даже вблизи рельефа. Ещё раз заострю внимание на том, что проблемы с неожиданными сложениями появляются у Вайлдкэта только в сильную погоду. Единственный полёт, совершённый мной на этом крыле в равнинных условиях, не выявил таких проблем.

Информативность у подопытного, пожалуй, выше среднего — один хруст клапанов чего стоит! Движения по тангажу и изменения воздушной скорости выражены у Вайлдкэта достаточно сильно, на клеванты и подвеску информации приходит несколько меньше. Поведение на входе в поток, повторюсь, несколько странное — нетипичная динамика движений по тангажу несколько сбивает с толку, требует привыкания, но информации к пилоту при этом приходит много.

Динамика и энергоёмкость. Выше среднего для послешкольного крыла. Впрочем, ничем неприятным пилоту-«послешкольнику» это не грозит — сказывается в целом достаточно спокойный характер подопытного. Вайлдкэт без труда позволяет загнать себя в крутую спираль или в крен больше 90 градусов — но такие радикальные манёвры всё же требуют от пилота определённых усилий и начинаются не мгновенно. Посадка с переразгоном возможна, но опять-таки требует от пилота настойчивости и чёткости в общении с аппаратом.

Режимы быстрого спуска

«Уши»

Хорошо с плюсом. До «отлично» не дотягивают по причине невысокой эффективности (снижение не доходит даже до −2 м/с). Зато режим очень стабилен и комфортен, что сейчас встречается далеко не всегда. Раскрываются чаще всего сами, может потребоваться небольшая помощь клевантами.

«Уши» + акселератор

Снижение вырастает примерно до −2,5. Оценка — без изменений.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Отлично. Похоже, второе поколение крыльев с лесками в передней кромке окончательно сделало историей проблемы с резкостью и непредсказуемостью выхода из сложений. Сложить Вайлдкэт нетрудно, ломающее переднюю кромку усилие на A-ряду — умеренное. По хорде сложение развивается неглубоко, процентров на 30. Сложение на 50-55% раскрывается плавно, постепенно, от центроплана к «уху» — что хорошо, ибо раскрытие от «уха» к центроплану часто протекает с непредсказуемыми клевками и курсовыми отклонениями. Косой клевок не превышает 45 градусов, курсовое отклонение не доходит до 90 градусов. Единственное, к чему можно придраться — чуть бОльшая, чем обычно, потеря высоты на режиме (15-20 метров). Поведение аппарата на выходе из сложения в целом достаточно спокойное.

Асимметричное сложение на акселераторе

Заметно меняется только курсовое отклонение — вместо 45 градусов получается примерно 90. Амплитуда косого клевка, как ни странно, почти не растёт. Потеря высоты — примерно как при «асимметрии» без акселератора. В целом режим протекает на удивление плавно и гладко — особенно если вспомнить о лесках в передней кромки.

Фронтальное сложение

Где-то между «хорошо» и «хорошо с минусом». Передняя кромка ломается достаточно легко, а глубина сложения по хорде зависит от резкости и силы рывка за A-ряды и составляет от 30 до 70 процентов. Сложившись, Вайлдкэт резко и сильно уходит назад, после чего выраженно «подвисает», не торопясь клюнуть вперёд и набрать скорость. Раскрытие происходит не спеша, зато мягко и плавно. Потеря высоты на режиме может доходить метров до 30; на мой взгляд, это достаточно высокая цена, которую приходится платить за спокойный характер раскрытия. Замечу, что «боевые» фронтальные сложения у Вайлдкэта отличаются небольшой глубиной развития по хорде и быстрым выходом с малой потерей высоты.

Подсрыв из термической спирали

Отлично с минусом. Минус поставлю за характерное для Вайлдкэта «проскальзывание» в термических спиралях, которое при интенсивном пилотировании можно спутать с подсрывом. Собственно подсрыв у Вайлдкэта вполне достижим — ход внутренней руки на границе срыва не так чудовищно велик, как у большинства современых «интермедиатов». Усилие на руке на грани срыва тоже велико, но без излишеств: «продавить» угрожающе потяжелевшую клеванту не составляет труда. Срыв начинается с нескольких секций на «ухе» и в первую секунду подсрыва не успевает распространиться на всю консоль. Нагрузка на внутреннюю руку при этом заметно падает. В общем, спровоцировать режим не составляет труда, но не составляет труда и заметить попадание в режим. В первые полсекунды-секунду после подсрыва приотпускание клеванты приводит к умеренному косому клевку; аппарат сильно разгоняется, но остаётся в термической спирали.

Мнение Михаила Арзуманова, руководителя лётной школы «Вектор-Калуга»

Меня, как инструктора, больше всего интересовало на кого рассчитано это крыло, кому его можно посоветовать. Это не откровенный перезадемфированный послешкольник, но и не насильно загнанная в этот класс дешка, которую «научили» быстро раскладываться. Действительно серединка класса. Конечно, новоиспеченному выпускнику базового курса хватать его и лететь в весенние большие горы я бы не посоветовал. Не то чтобы убьет, но напугать может. Предварительно лучше бы в него вжиться на равнине. Из конструктивных особенностей очень понравились талрепы. Можно настроить аппарат под себя очень тонко. Поначалу показалось, что крылу не хватает скорости. Отпустил на пару-тройку сантиметров, и вот он — желаемый результат.

Старт. Постой и понятный без недостатков. Коснуться ухом земли и обратно — без проблем, управляя каждым сантиметром этого процесса.

Полет. Глайд — нормально. Скорость — нормально. Маневренность — в самый раз для бешки. Информативен, иногда с перебором. В потоке требует больше внимания, концентрации при управлении, чем ожидал от аппарата этого класса. Впрочем, может быть я отстал от жизни, и большинство современных ENB ведет себя так же. Фронтальных систематических сложений при входе в непальские потоки не наблюдал, может быть потому, что вешу на 10 кг больше Теоретика и грузил крыло под верх вилки. Клапана действительно шуршат в термиках практически постоянно, к чему очень быстро привыкаешь. Нагрузка на клевантах комфортная. Реакция на управляющие движения адекватная. Управляется весом не резкое, линейное. Аппарат охотно запасается энергией, но управление позволяет при желании «размазать» ее излишки без проблем. Вход в крутую спираль при моей загрузке без всяких нареканий, может быть чуть медленнее, чем ожидалось. Выход совершенно комфортный, без забросов и клевков, если, конечно владеешь техникой. При выполнение винговеров с серьезной амплитудой требуется чуть больше внимания и глубины работы клевантами, чтобы не допустить разгрузки консолей.

«Уши». Комфортно, очень чтобы стабильно, без проблем. Раскрываются сами. Снижения конечно добавляют, но не так много.

«Уши» + акселератор. Существенно добавляют снижения и скорости. Имел случай «боевого» применения, когда засасывало в тучу. Сработало на пять баллов. Мало того, что удалось пройти под самой подошвой, регулируя вертикальную скорость, еще догнал идущего впереди в полукилометре одноклассника.

Акселератор. Откровенно порадовал. Уже при выжимании наполовину шлем начинал шуметь так, что невозможно разобрать, что говорят по рации. Случались фронталки при полностью выжатом спид-баре, которые раскрывались удивительно быстро, стоило приотпустить педальку.

Ассиметричное сложение. Выход — пять баллов. Даже 5 с плюсом. В боевых условиях не часто успеваешь увидеть этот выход, так как все происходит очень быстро.

Выводы

Как корабль назовёшь — так он и поплывёт. Думаю, что Wildcat TE в этом отношении попал в точку. «Дикость» в этом аппарате, определённо, присутствует — в сильных условиях Вайлдкэт склонен к неожиданным (хотя и быстро раскрывающимся) сложениям. Напугать может, а вот создать более серьёзные проблемы — вряд ли. Изюминка Вайлдкэта — в редко встречаемом сочетании высокой энергоёмкости и достаточно высокого демпфирования. Возможно, это придётся по вкусу не всем — но своего покупателя Вайлдкэт, определённо, найдёт. Минимальный потребный налёт оцениваю часов в 20-25. В силу относительно спокойного характера и умеренной манёвренности Вайлдкэт лучше подходит для полётов в предгорьях и на равнине; для горных полётов желательно, чтобы аппарат управлялся более остро и точно... и по возможности не складывался неожиданно для пилота.

Плюсы

  • Возможность тонко настраивать балансировочный режим

Минусы

  • Своеобразное поведение на входе в поток: разгрузка передней кромки и повышенная вероятность сложения


Благодарю дилера Icaro в России Александра Тронина за предоставление параплана на тесты.

Фото: И. Тарасова, А.Тарасов

comments powered by HyperComments
Производитель Icaro
Сертификация EN B
Класс Intermediate
Год разработки 2012
Информация на сайте производителя icaro-paragliders.com
Информация на сайте дилера paraclub.ru
Технические характеристики
размер М
площадь, м2 27,9
удлинение 5,51
удлинение проекц. 4,51
число секций 52
высота стропления, м 7,06
схема стропления A2A'13B3C3D3
масса крыла, кг 5,5
полётный вес, кг 80-110
ткань NewSkytex Dokdo 33, S9017-E77A 39 g/m²
стропление Dyneema/Aramid
Условия тестирования
места полётов Покхара (Непал)
подвесные системы Sup'Air Shamane
полётный вес 95 кг
Результаты
качество изготовления
9/10
долговечность материалов
7/10
работа с крылом на земле
9/10
старт
9/10
Vtrim
8/10
Vmax
7/10
качество @Vtrim
8/10
качество @Vmax
7/10
Vymin
8/10
Vymin в спирали
7/10
управляемость клевантами
7/10
управляемость весом
8/10
точность управления
8/10
контроль курса в болтанку
8/10
информативность скорости
9/10
информативность клевант
7/10
информативность концов
7/10
комфорт в болтанку
6/10
стойкость к сложениям @Vtrim
5/10
стойкость к сложениям @Vmax
7/10
асимметричное сложение
9/10
фронтальное сложение
7/10
подсрыв
8/10
уши
8/10
уши+акселератор
8/10
Средняя оценка
7.64