Ozone Zeno: Королево Военов*

С 2010 года Озон убедительно удерживает лидерство на рынке топ-крыльев. Но до самого недавнего времени Озон ничего не мог противопоставить успехам Нивиука, создавшего сегмент рынка "чуть ниже топа" . И вот, наконец, это случилось. Встречайте Ozone Zeno! Формальная сертификация EN D, но летучесть и требовательность класса CCC. Можно даже грабить корованы!

Конструкция

Комплектация:

  • Собственно крыло (без концертины — ай-ай-ай!— в тканевом пакете со стяжкой)
  • Рюкзак (стандартный, без чудес)
  • Маркетинг-стафф: наклейки, брелок для ключей и фирменная открывашка для пива (тонко намекающая на характер подопытной)
  • Протокол промера длин строп

Свободные концы ниспровергают разум в состояние трансцендентальной медитации. Есть на что позалипать, проще говоря.

Строп мало (A1A’1B3). По нижним ярусам — в основном толстый безоплёточный Лирос. Судя по толщине, очень прочный. Внешняя стропа заднего ряда — частично в оплётке. Нет выделенной «противогалстучной» стропы.

Блочки проводки акселератора — большие, качественные, подшипниковые. Но — в лучших традициях Озона — допускают перехлёст, увеличивающий ход акселератора ещё на 2-3 см относительно нормы.

Кинематика концов — без чудес, всё понятно. Крутка концевых сечений на акселераторе уменьшается. Удивила очень мощная силовая лента, соединяющая передние и задние ряды. Мелькнуло подозрение, что будет мешать работать задними рядами на себя — не подтвердилось практикой.

Очень по уму сделан поводок проводки клевант — просто стропа с петлёй-удавкой. Сейчас в этих петлях стоят довольно массивные цельнометаллические блочки, но ничто не мешает их демонтировать и поставить, например, керамику.

Ручки клевант не понравились. Неудобные. Единственный плюс — большие. Зато крепятся почему-то на кнопках. Магниты, думается, поудобнее будут.

Коннекторы — честный брутальный массивный металл. Никаких софтлинков. А ведь они были бы очень уместны на столь простых и лёгких концах.

Убер-брутально сделаны ручки для работы задними рядами. Натуральная древесина, полированная не иначе как руками девственниц в безлунную ночь. Выглядит как-то несколько, гм, топорно. Или токарно? Но хват оказался удобный.



Собственно крыло. Очень агрессивная форма с необычно выглядящими «ушами». Удлинение — типичное для амбициозных EN D или простых компетов: почти 7. На удивление много секций — целых 78 штук! Малюсенькие заборнички с выраженным шарк-ноузом. Во многом агрессивная форма Zeno соотносится с формами легендарных гоночных Мантр, но есть в Зене своя уникальность, свой брутальный шарм. Пугает и притягивает одновременно. Качество изготовления — стандартное для крупносерийного среднеазиатского производства, всё вполне хорошо.

Работа с крылом на земле



Если свести впечатления к одному слову — то злобненько. Не злобно, как оно бывает у техники полуклассом выше, а именно злобненько так. На уровне щенка питбуля или что-то в этом роде. Покусать может, зубки мелкие, острые, но серьёзных повреждений не нанесёт.

Ещё аналогия. Можно вспомнить легендарную картинку с тётками, отмаркированными классами DHV. На этой картинке Зено надо было бы изобразить депрессивной девушкой-готом без комплексов, но и без намерения морально уничтожить своего бойфренда. Послать открытым текстом — это пожалуйста. Поистерить — да сколько угодно! Продемонстрировать образцово-показной пофигизм — в порядке вещей. Но на настоящую подлую пакость эта разнузданная деваха всё же неспособна. К счастью. А если чуешь, что твоего умения хватает её контролировать — то возникает даже некий извращённый кайф от таких отношений.


От аналогий — к конкретике. По аналогии со степенью двухконтурности у двигателей введу понятие «степень двухрядности». Она у Зены достаточно велика. Высокая степень двухрядности проявляется в способности ещё на земле выворачиваться почти наизнанку, как Mantra R 10.2 . Может сильно мешать на старте, особенно в сильный ветер и без помощников. Зато выходит на удивление легко — и в плане усилий на передних рядах, и в плане быстроты. Наверняка легко будет стартовать в штиль (только предположение, ибо пробовал в рваный предельный ветер).

Немедленно после выхода Zeno над головой во всей красе проявляет себя профиль крыла. Он явно неустойчивый (не рефлекс), с высоким аэродинамическим качеством и, соответственно, с никаким демпфированием. Zeno легко и просто «стреляет» вперёд, настоятельно требуя отлова клевантами. Типичные EN D в этом отношении сильно-сильно более простые и вальяжные.

А теперь — самое время вспомнить про лески... Нет, лесищи. Огромные, толстые и жёсткие. Держат форму крыла до последнего, но если перестают держать — то всё плохо. Аппарат резко складывается и очень охотно вяжет галстуки. С непривычки навязал их за первые две минуты наземки штуки три. Потом немного приспособился и научился вязать или не вязать их по желанию. Напомню, что речь идёт о граунд-хэндлинге, в воздухе ситуация будет несколько иной.

Характер спровоцированных на земле сложений странный и неприятный. Странность в том, что прямо в процессе сложения аппарат заметно заваливается в крен на НЕСЛОЖЕННУЮ сторону. Проверял много раз, уверен. Продавить переднюю кромку до сложения очень тяжело. Требуется большое усилие и очень большой ход строп. В процессе сложения аппарат сначала выраженно уходит вперёд и стремится мощно разогнаться. Потом наступает неприятная фаза разгрузки, когда консоль уже не развивает подъёмную силу, но сохраняет форму засчёт лесок и внутреннего давления. Потом наступает ОНО. ЖДАМС!!!!11 Большая часть крыла просто исчезает. Лопатой. Линия слома проходит процентам по 70 хорды — очень тоскливый сценарий. Немедленно после сложения аппарат резко пытается раскрыться, но получается у него это не очень хорошо. Сложенная консоль извивается и «стреляет» отдельными своими частями. Особенно «стреляет» «ухо», которое так и норовит при этом залезть куда-нибудь в провисшие стропы и радостно там заклиниться. Радует только высокая эффективность клевант, позволяющая либо жёстко пресекать всё это безобразие в зародыше, либо хотя бы растрясать галстуки парой-тройкой движений.

Ещё очень не понравился резкий рост сопротивления у сложенной части крыла, особенно если получается галстук. Всё крыло в целом заметно уходит назад, а ход клевант до срыва сильно-сильно уменьшается. Перекомпенсировать и сорвать — легче лёгкого.

Странный момент — подобно некоторым кайтам, Zeno иногда ни с того ни с сего «зависает» на повышенных углах атаки. Крыло несильно уходит назад и стабильно остаётся в этом положении, кладя на пинки болтанки и попытки расшевелить его передними рядами. Проходит само собой за 10-15 секунд, причём что именно заставляет Зену вернуться на более вменяемые углы атаки — пока не понял. Замечу, что нечто подобное иногда случается с Зеной и в воздухе.

Общая злобность подопытной прямо-таки повеселила. Пинки, рывки, шатания туды-сюды, бешеная энергоёмкость... Пару раз помимо своего желания прыгал метра на 3 вверх, один раз такой прыжок плавно перетёк в полёт с перспективой придти в динамик от лесополосы, пришлось срывать. При этом клеванты не по-озоновски остры и эффективны. Тест на касание ухом земли проходится легко и непринуждённо — уши держат нагрузку до последнего, а эффективности управления хватает с большим запасом.

В целом в плане «наземки» Zeno технически всё же заметно проще совсем-совсем спортивных аппаратов класса CCC , но зато вполне сравнима с ними по резкости и злобности. Однако если такая нескучная «наземка» является расплатой за рекордную летучесть — могу понять людей, которые готовы кушать этот кактус. Посмотрим, как оно в воздухе...

Буксировка

С первых секунд затяжки Zeno неожиданно напомнила «младшую сестру» по линейке — Мантру М6. Ожидал от такого мегаизделия более острой реакции на клеванты, но нет — в процессе затяжки приходилось постоянно подруливать ещё и весом, на что Zeno тоже откликалась неожиданно спокойно, без остроты. Поведение Zeno в процессе буксировки в неспокойном весеннем воздухе оказалось достаточно нервным — аппарат постоянно «играл» скоростью, выраженно шатался по тангажу и норовил уйти с курса. Да и по крылу периодически пробегала крупная дрожь неожиданных изменений нагрузки. Выраженного завала назад под тягой не наблюдал — зато наблюдал неожиданные обмякания при входе в «нисходняки». По ощущениям сильно смахивало на приближение к парашютированию, но проходило само собой через пару секунд. Отцепился почти без тяги — соответственно, практически без клевка. И сразу — в поток!

Полёт


Если по-хорошему, то спортивный аппарат с высокими спортивными амбициями нужно тестировать в погоду, которая настоятельно требует агрессивной работы акселератором, щедра на сильные потоки и мощные нисходняки. Так оно и получилось! Мороз под базой облачности доходил до −13, отшибая всякое желание лететь далеко, а не улететь далеко можно было только при одном условии — каждый переход лететь боком к ветру и против ветра. Эх, порезвимся!..


Стартовый поток. Довольно простой — неузкий и довольно сильный. Пытаюсь с ходу поставить Zeno в крен — но не тут-то было! По скорости изменения крена Zeno несколько отстаёт от Icepeak 6, а если сравнивать с Icepeak 7 Pro — то разница становится очень большой, причём не в пользу Zeno. Внутренняя клеванта информативно тяжелеет с первых 10-15 см хода, но аппарат не хочет идти за рукой — он требует динамичной работы весом и угадывания верных моментов для дачи руки и веса. Не восторг, но крутить вполне можно. Несколько спиралей спустя ситуация более-менее стабилизируется, но до взаимопонимания с крылом мне ещё далеко. Внимательно прислушиваясь к реакциям Zeno на бурлящий весенний воздух, стараюсь аккуратно удерживать крыло поближе к ядру потока. Поначалу получается не очень — управляемости не хватает, и Zeno постоянно вываливается из потока, бодро уходя в довольно амплитудные клевки и столь же бодро «запрыгивая» обратно в ядро. И тут во всей красе проявляет себя энергоёмкость нашей подопытной. Энергоёмкость у Zeno не просто велика — она выламывается из мерок класса EN D и типична для более «взрослой» техники. В процессе центрования потока около +2 по усреднителю аппарат способен ненароком потерять метров 20, но в следующие несколько секунд одним движением набрать метров 30. Вариометр при этом малость сходит с ума, и приходится, игнорируя синкопированный фанк воплей прибора, ориентироваться на строгую классику 10-секундного усреднителя. И если ему верить (а почему нет?), то получается, что «всплываемость» (floatability) у Zeno тоже огого. Даже при откровенно корявой обработке потока Zeno изо всех сил старается превратить каждый пинок воздуха в метр-другой набора высоты. А если повезёт — то и во все десять. Впечатляет!

Странные люди — тест-драйверы. Нормальный пилот радуется, когда удаётся хорошенько зацентровать поток. Ненормальный пилот-тест-драйвер — наоборот, радуется, когда удаётся от души повыпадать в поток и повпадать обратно. Норов подопытной техники при этом проявляется во всей красе. Стараюсь изо всех сил, и выпадать из потока у меня получается, кажется, неплохо. Zeno тоже старается показать свой норов. Клевки, резкие разгрузки концов и особенно клевант, которые очень информативны, покушения на сложения «ушей»... На первый взгляд подопытная проявляет себя довольно стойкой к сложениям. Посмотрим, как оно будет на повышенных скоростях! Тем временем, несмотря на моё совершенно распустяйское поведение, поток постепенно центруется, и через несколько минут мы с Zeno впервые за этот лётный день оказываемся под базой облачности.

Сизо-золотые облачные кромки, ослепительно-чистая, промытая дождями, продутая ветрами весенняя бирюза... Как давно этого не было, как этого не хватало долгой зимой! Впрочем, какая тут романтика — пора уже сконцентрироваться на правильном выходе из-под облака и потоптать акселератор. Первый пункт этого плана нам с Zeno не удаётся совсем — вываливаемся в чистое небо не пойми как, и Zeno радостно демонстрирует небольшое сложение «уха». Мда, ожидал от крыла с такими длиннющими лесками бОльшей стойкости к сложениям... Впрочем, сложение — это громко сказано. Хлоп-хлоп, летим дальше. Никаких проблем.

Убежав от послеоблачного замеса в спокойный воздух, немедленно приступаю к главной части тест-драйва. Главное у спортивных суперкрыльев что? Акселератор, конечно! Его и выдавим. Для начала осторожненько, процентов на 50. Акселератор у Zeno приятно лёгкий, примерно как у Icepeak 7 Pro. И очень эффективный. Реакция крыла на выжимание первой ступени следует моментально — Zeno выраженно «проседает» и очень быстро разгоняется. Настолько быстро, что в первые пару секунд возникает то же неприятное ощущение разгрузки, которое не понравилось мне при буксировке. Бросаем акселератор — и аппарат столь же моментально взмывает метров на 20-30 вверх. Сильное ощущение! Ещё несколько пробных «дельфинов» в том же духе — и становится понятно, что «проседание» в начале разгона ничем неприятным не грозит. Надо просто перетерпеть неприятный момент разгрузки, а ещё через секунду-другую Zeno осваивается на новом режиме и возвращает нормальную нагрузку на свободные концы.

Естественно, к такому ответственному тест-драйву я старался подготовиться адекватно — поэтому под моей подвеской висит беспроводная трубка Прандтля-Пито, а верный Флаймастер отображает IAS (кто не в курсе, что это и с чем его едят — добро пожаловать в Теорию на paraplan.ru). Дожидаюсь установления полётного режима — и жадными глазами смотрю на циферки.

На балансировочном режиме IAS получается около 36 км/ч — вроде немного, но спишем на то, что это IAS, а также на относительную близость датчика к подвеске. Первая ступень акселератора даёт IAS около 44-45 км/ч. Не такой уж большой прирост для столь амбициозного крыла. Зато глайд!.. Да, это круто. Просто круто. «Продавливаясь» сквозь серьёзный встречно-боковой ветер, радостно наблюдаю глайд около 5-6 единиц. Пожалуй, побольше, чем удалось бы выжать в такой ситуации из Icepeak 7 Pro. Правда, и трясёт нас с Zeno поосновательнее. На такой скорости Zeno не отличается монолитностью, характерной для Icepeak 6 и даже для Icepeak 7 Pro. Крыло всё время совершает какие-то небольшие, но резкие движения, «уши» вольно гуляют вперёд-назад, и очень сильно меняются нагрузки на карабинах подвески.

Как ни странно, нагрузка на задних рядах «гуляет» в более скромных пределах — она очень информативна, но без излишеств. Довольно колхозного вида деревянные бобышки задних рядов на деле оказались очень удобными даже для моих рук, к моменту первого перехода уже почти отмороженных. Единственная проблема — тоненький поводок клеванты всё время норовил влезть между рукой и бобышкой. За без малого три часа полёта так и не привык, приходилось либо класть руки на коннекторы задних рядов, либо перехватывать бобышки, стараясь не зацепить ладонью поводок. Эффективность работы задними рядами оказалась ожидаемо велика, как, впрочем, и нагрузка на них. Бобышки поощряют очень вольную работу руками — легко получается и оттягивать ряды на себя, и поджимать их а-ля клеванты. И на всё это Zeno откликается быстро и чётко. Пожалуй, управление бобышками у Zeno понравилось мне больше, чем управление клевантами. Не иначе как Zeno тонко намекает таким способом на предпочтительный для этого крыла стиль пилотирования! Ещё интересный нюанс — Zeno очень сильно реагирует даже на небольшую несимметрию при работе акселератором. Головная боль для тех, кто ленится аккуратно настраивать спид-систему — но дополнительная возможность подруливать для тех, кто старается выжать из Zeno 146% её возможностей!

Здоровенная «голубая дыра» и плотный встречный ветер заставляют выжать акселератор до упора. Поведение Zeno ожидаемо становится ещё более резким. Приходится заставлять себя как можно больше работать бобышками и как можно реже приотпускать акселератор. С Icepeak 7 Pro и тем более с Icepeak 6 поладить в такую погоду и на таких полётных режимах получалось намного проще. Приотпускание акселератора на режимах вблизи максимальной скорости приводит к очень мощному взмыванию. Zeno вообще умеет переводить скорость в высоту и обратно настолько здорово, что к этому приходится привыкать. А ещё приходится привыкать к неожиданной хрупкости «ушей» на таких режимах. Пару раз получал лёгкие «предупредительные» сложения нескольких секций, и разок успел «отловить» даже серьёзное покушение на фронтальное сложение. Не ожидал такого от аппарата с длиннющими жёсткими лесками и шарк-ноузом. Впрочем, сравниваю опять-таки с хорошо знакомыми мне Нивиуками близкого класса — в аналогичных условиях они ведут себя попроще и лучше сопротивляются позывам на сложения.

Ну ладно, со злобностью всё понятно. А что у нас с летучестью на предельных скоростях? И вот тут всё становится круто. Становится понятно, за что мы вынуждены платить падением комфорта и хлопающими «ушами». IAS на предельных режимах — примерно 57-58 км/ч. Это +12 кмч относительно первой ступени акселератора и +22 км/ч относительно балансировочного режима. Достойные цифры — Icepeak 7 Pro выдаёт примерно столько же. Но чем дальше выжимаешь акселератор — тем заметнее становится преимущество Zeno по глайду над всеми аппаратами, которые я пробовал до того. Если на балансировочном режиме Zeno летит, в общем-то, как все хорошие современные крылья, то уже на первой ступени акселератора конкурентов у Zeno остаётся раз-два и обчёлся. А на максимальной скорости конкурировать с Zeno по глайду смогут, пожалуй, только Enzo 2 и десятые Бумеранги. И то, впрочем, ещё не факт. Надо сравнивать в честных параллельных полётах. Но чисто субъективно — очень впечатляет! Даже против плотного встречного ветра Zeno идёт очень убедительно — если ты обладаешь достаточной реакцией и техникой пилотирования, чтобы грамотно «вести» аппарат на этом режиме, и не боишься неизбежного при этом некомфорта. Крайне проблематичный для Кончинки при северо-западных ветрах переход от мотеля Славянский (в простонародье — «деревяшки») до карьера в районе старта дался Zeno фантастически легко. Пожалуй, легче, чем на любом из крыльев, опробованных мной на этом переходе. Сам себе не веря, пришёл в район карьера с потерей всего лишь нескольких сот метров высоты. Заодно и согрелся слегка ;)

Таакс, на акселераторах погоняли — пора опять понабирать. Тем более что в наборе к Zeno у меня осталось немало вопросов. Несколько смелею и работаю внутренней рукой с нагрузками процентов на 20 больше, чем это было бы уместно на Icepeak 7 Pro в таком же сильном и рваном весеннем потоке. Zeno откликается адекватно — встаёт ближе к ядру и практически перестаёт вываливаться из потока. Зато теперь мне удаётся познакомиться с новыми интересным эффектом: при небольших ошибках центровки Zeno становится очень информативна... по перегрузке! Стоит чуть удалиться от ядра — и нагрузка на свободных концах резко и сильно «проседает». Странное ощущение — несколько смахивает на парашютирование, но, к счатью, это не оно. Этот поток окончательно убеждает меня в том, что в потоке Zeno не может конкурировать по управляемости с Icepeak 6 и особенно с Icepeak 7 Pro. Как верно писал Сергей Лазарев-Марченко, Zeno приходится «запихивать» в поток — в то время как Айспики заходят в него практически сами, с минимальными усилиями со стороны пилота. Да и нагрузка на руки при работе в потоке на Zeno получается несколько побольше, хотя она и вполне комфортная.

Ещё один поток — на этот раз ровный, сильный, прекрасно сформированный. Новый поток — новые ощущения: в этом потоке при ошибках центрования Zeno выраженно заваливается назад и «тупит» там, не стремясь вернуться в прежний полётный режим. Очень похоже по ощущениям на «зависания» на повышенных углах атаки при «наземке». И, как при «наземке», эта странность проходит сама собой за пару-тройку секунд, оставляя неотвеченными вопросы «что это было?» и «что с этим делать?» Судя по всему, делать с этим странным эффектом не нужно ничего — аппарат довольно быстро и вполне самостоятельно перебалансируется на нормальный полётный режим, не приближаясь к опасным режимам — но приятной эту особенность не назовёшь. Ещё более странно то, что пару раз подобный эффект встречался мне и в полёте на акселераторе. Возможно, это оборотная сторона высочайшей энергоёмкости Zeno — впрочем, наверняка утверждать не возьмусь. В этот раз поток выносит меня больше чем на 2000 над уровнем моря, и Zeno чиркает ухом по лиловой облачной кромке. Руки в толстых перчатках стекленеют на бобышках задних рядов, стремительно теряя чувствительность. Пора уже на землю...

Длинный переход боком к ветру только подтверждает первые впечатления от полёта на акселераторе. Нервно, агрессивно — но очень быстро, с потрясающим глайдом и бешеной энергоёмкостью. Стоит чуть пошевелить акселератором или изменить позу в подвеске — и глайд сразу и заметно меняется. В паре километров от старта попадаю в мощнейший «нисходняк», который не по зубам даже Zeno. Глайда для красивого долёта не хватает категорически! Но в километре от старта очередной весенний термик буквально вынимает меня почти от самой земли. Вот она, «всплываемость»! За полминуты, вообще ничего не делая и не мешая крылу лететь туда, куда оно само хочет, набираю метров 50 — более чем достаточно, чтобы дотянуться до старта (он же финиш).



Посадка. Эта зверюга категорически не хочет на землю! Малейшее движение воздуха в приземельном слое выкидывает Зену обратно наверх, и даже кажется, что можно слегка полетать в динамике от машин, стоящих за стартом. Посадочная «подушка» очень эффективна, ход клевант до срыва неожиданно велик. А вот сразу после касания земли — неожиданная проблема. Если сорвать Zeno от души, то в сильный ветер аппарат может прямо в срыве подняться над землёй градусов на 45 и остаться в этом положении, яростно флаттеря и непредсказуемо гуляя влево-вправо. Без помощников можно и не совладать...

Уняв боль в почти отмороженных руках и отогрев остальную часть организма, пробую разложить впечатления по полочкам.

Летучесть. Пожалуй, это самое главное и самое интересное, что есть у Zeno. Уверенно могу утверждать, что в комплексе Zeno сильно превосходит такие аппараты, как Icepeak 6 и Icepeak 7, с которыми Зене логичнее всего было бы конкурировать. У меня не было возможности сравнить Zeno на переходах с крыльями класса CCC, но по ощущениям очень похоже, что на высоких скоростях Zeno им как минимум не проигрывает. Максимальная скорость и качество на этой скорости впечатляют! И если максимальный прирост скорости +22 км/ч вполне возможен на чём-нибудь вроде хорошо мне знакомого Icepeak 7 Pro, то по качеству на этой скорости у Zeno найдётся немного конкурентов даже среди крыльев самого-самого топ-уровня. На низких скоростях Zeno тоже хороша: великолепная «всплываемость» позволяет уверенно парить даже в слабых и сложных потоках, несмотря на...

Манёвренность. А вот тут Zeno, увы, не блещет совершенно. Опережая возмущение озонофилов, замечу, что их восторги по поводу манёвренных характеристик Зены имеют чётко понятную причину. Название этой причины — Mantra M6, в моём понимании одно из наименее манёвренных крыльев в классе EN D. Да, по манёвренности Zeno сильно и заметно превосходит эту Мантру — и в то же время не дотягивает даже до среднего уровня класса EN D. Сложный, нелинейный вираж, довольно тяжёлые клеванты, умеренная реакция на работу весом заставляют пилота буквально «запихивать» Zeno в поток, что не очень легко и технически, и физически. Легко можно назвать целую когорту аппаратов с более или менее формальной сертификацией EN D, которые уверенно превосходят Zeno лёгкостью термического виража. Это и старичок Icepeak 6, и Icepeak 7, и Axis Venus 4. А если сравнивать Zeno c Icepeak 7 Pro в плане управляемости — то всё становится совсем невесело. Нет, Zeno вполне способна и на динамичные виражи, и на винговеры, но её родная стихия — всё-таки переходы на максимальной скорости и управление бобышками, которые у Zeno вполне эффективные и чуткие, не то что клеванты. Этот аппарат создан прежде всего для гонки по прямой, остальное у него вторично.

Комфорт и информативность. Информативность — о да! Много выше стандартов класса EN D. И чем выше скорость — тем больше информативности. А скорости у Zeno очень взрослые! В плане информативности Zeno уверенно занимает место в пантеоне топ-компетов, это явно не уровень типичных «дешек». Примерно то же можно сказать и про комфорт — только строго в обратном смысле слова. Гм, о чём это я? Комфорт? Какой комфорт? После пары часов полёта на Zeno я почти забыл, как пишется и звучит это слово. Резкость, агрессивность, нервозность, чуткость, острота — вот слова, которыми описывается полёт на Zeno. Что угодно, только не комфорт. Любой известный мне аппарат с честной или не совсем честной сертификацией EN D уверенно превосходит Zeno по комфорту. Хотите комфорт в классе EN D — нужен либо 777 King, либо Axis Venus, либо, возможно, старушка Mantra M6.

Динамика и энергоёмкость. Ну, вы меня поняли... Да-да, снова стандарты CCC-класса. Снова много выше, чем это принято и уместно в классе EN D. Даже Icepeak 7 Pro в этом отношении сильно не дотягивает до Zeno.

Пассивная безопасность. Увы, тест-драйв оказался слишком коротким, чтобы делать выводы. Остаётся верить в формальный лейбл EN D и внимательно читать протоколы испытаний.

Выводы

Это удивительно, но похоже, что впервые за много лет Озон сделал шаг в сторону с того пути, который привёл Озон (а заодно — и всю парапланерную индустрию) в тупик, связанный с невозможностью дальнейшего наращивания летучести любой ценой.

Известно, что в в классе CCC (то-есть среди топ-крыльев) существует масса жёстких технических ограничений, призванных удержать безопасность на приемлемом уровне. Одно из них — ограничение максимального хода акселератора. Интересно, что в классе EN D этого ограничения нет. И потому топ-крылья, вышедшие после 2010-го года и получившие формальную сертификацию EN D, после принятия норм CCC пришлось оснащать довольно нелепыми приспособлениями под красивым названием CCC Kit. Проще говоря, пришлось физически ограничивать ход акселератора этим крыльям. Более поздние крылья, изначально созданные под требования CCC, имели концы, сразу спроектированные с учётом этих ограничений. Концы с короткими акселераторами.

Понятно, что ограничение хода акселератора не могло не уменьшить максимальные скорости. И в этой ситуации у того же Озона не мог не возникнуть соблазн создать топ-крыло, формально проходящее в EN D и потому лишённое ограничения на ход акселератора. Не буду утверждать это со всей определённостью, но очень похоже, что именно эта идея и легла в основу проекта Zeno.

Что получилось в итоге? Получилось уникальное крыло, которое не имеет конкурентов в силу своей уникальной идеологии. Старички Icepeak 6 и 7 заметно отстают от Zeno в плане летучести, но они существенно менее требовательны к пилоту. Крылья CCC-класса — например, Boomerang 10 — не претендуют на EN D даже формально и при этом жёстко ограничены по скорости. Icepeak 7 Pro? Он создавался как топ-крыло, но проиграл конкурентам в летучести, одновременно сильно выиграв в комфорте и безопасности. Пожалуй, это единственное крыло, с которым можно хоть как-то сравнивать Zeno. И сравнение получается очень интересное и неоднозначное. Как и положено более старому крылу, Icepeak 7 Pro несколько проигрывает в летучести — зато заметно превосходит Zeno в манёвренности и комфорте. Но даже и такое сравнение не совсем корректно — Icepeak 7 Pro правильнее было бы сравнивать с его современником Enzo 2, а это всё-таки на пол-класса выше Zeno.

Итак, перед нами уникальное изделие. Лучший топ-компет начального класса. Лучший — потому что сейчас у других производителей попросту нет топ-компетов начального класса. Есть либо крылья класса CCC (в реалиях начала 2017 года это прежде всего устаревающий Enzo 2, удачный Boomerang 10 и очень удачный Boomerang 11), либо крылья, более-менее честно соответствующие рамкам EN D (к примеру, двухрядный Peak 4 и трёхрядный King от Triple Seven). Наш сегодняшний фигурант оказывается аккурат посередине между этими двумя реальностями и не имеет конкурентов именно поэтому. С ним попросту нечему конкурировать. Есть, впрочем, надежда на появление конкурентов в обозримом будущем — к примеру, Axis готовит аналогичную «двухрядку» Mini-Mercury. Но на время написания тест-драйва Zeno оказалась одиночкой в своей рыночной нише.

Что всё это значит для рынка? А значит это удивительные вещи.

Напомню, что по своим интегральным характеристикам Zeno вплотную приближается к крыльям CCC-класса (а по максимальной скорости — похоже, что и превосходит большинство из них!), но при этом несёт на себе формальный (формальный!) лейбл EN D. Для топ-спортсменов это означает серьёзную необходимость в переходе на Zeno — потому что выигрыш пары-тройки километров в час на соревнованиях мирового уровня превращается в очень серьёзное конкурентное преимущество (причём на высоких скоростях Zeno имеет глайд, конкурентный в классе CCC). И такая миграция действительно происходит! И это, на мой взгляд, здорово. Потому что в итоге растёт безопасность и расширяются рамки возможного для топ-спортсменов, уже изрядно уставших от энзогейтов и постоянных проблем с безопасностью.

Для публики поскромнее Zeno превращается практически в фетиш: сертификация EN D при ЛТХ, конкурентных в классе CCC! Однако не стоит обольщаться: неся на себе формальный лейбл EN D, Zeno тем не менее — крыло на полкласса выше по требовательности к пилоту. Считать Zeno «ещё одной супер-дешкой» категорически нельзя. Это крыло для пилотов уровня национальных лидеров и участников PWC. В российских реалиях это, грубо говоря, уровень первой десятки Чемпионата России. Плюс, возможно, некоторого — очень небольшого! — числа пилотов-любителей высочайшего класса, по тем или иным причинам не выступающих на Чемпионате России и соревнованиях ранга FAI 2. И хотя массовый переход топ-пилотов на Zeno меня откровенно радует, но одновременно я опасаюсь перехода на Zeno большого числа пилотов, не готовых к этому великолепно летающему, но непростому аппарату. Сколько их будет, этих переходов — во многом зависит от политики дилеров. Надеюсь, в приоритете окажется всё-таки безопасность и репутация, а не прибыль...

Длинноват получился вывод. Придётся делать вывод из вывода. Итак, Zeno — уникальный аппарат, занимающий нишу между CCC и EN D. Конкурирующий по летучести с CCC и более близкий именно к CCC по строгости и требовательности к пилотам. Более быстрый, чем большинство CCC-крыльев. Однозначно более сложный и требовательный, чем любой честный или даже нечестный EN D. Аудитория этого крыла — лидеры национальных зачётов плюс очень ограниченное число пилотов-любителей высочайшего уровня. Минимальный потребный налёт оцениваю часов в 500, из них не меньше 300 в течение двух лет до покупки Zeno. Но в рамках своей крайне узкой аудитории и специфичного предназначения Zeno на время тест-драйва не имеет конкурентов. Возможно, они появятся — но сейчас, в начале 2017 года, Zeno и Ozone могут праздновать успех. С чем их и поздравим.

Плюсы

  • Уникально высокие для крыла с формальной сертификацией EN D лётные характеристики, особенно сочетание максимальной скорости и качества на высоких скоростях
Минусы

  • Агрессивный характер, более типичный для крыльев CCC-класса
  • Умеренная манёвренность, сложный вираж
  • Высокая цена
Благодарю Виктора Сибирцева за предоставление аппарата на тесты.

Фото: Ирина Тарасова, Алексей Колпаков, Алексей Тарасов.

* Тест-драйв назван в честь фэнтези-сериала Зена: королева воинов.
comments powered by HyperComments
Производитель Ozone
Сертификация EN D
Информация на сайте производителя flyozone.com
Информация на сайте дилера flyschool.ru
Класс между EN D и CCC
Год разработки 2016
Технические характеристики
размер ML
площадь, м2 24,1
удлинение 6,9
удлинение проекц. 5,2
число секций 78
высота стропления, м 7,43
схема стропления A1A'1B3
масса крыла, кг 5,3
полётный вес, кг 95-110
ткань Dokdo 30 DMF 40 g/m²,Skytex 27 g/m²
стропление Edelrid/Aramid 8000
Условия тестирования
места полётов Кончинка
подвесные системы Woody Valley X-Alps GTO
полётный вес 105 кг
Результаты
качество изготовления
9/10
долговечность материалов
7/10
работа с крылом на земле
7/10
старт
8/10
Vtrim
8/10
Vmax
10/10
качество @Vtrim
9/10
качество @Vmax
10/10
Vymin
10/10
Vymin в спирали
9/10
управляемость клевантами
6/10
управляемость весом
7/10
точность управления
6/10
контроль курса в болтанку
8/10
информативность скорости
10/10
информативность клевант
9/10
информативность концов
10/10
комфорт в болтанку
5/10
стойкость к сложениям @Vtrim
9/10
стойкость к сложениям @Vmax
8/10
Средняя оценка
8.25